Детки в клетке
III фестиваль дальневосточной науки «Карусель открытий» прошёл в субботу в Институте биологии моря имени Жирмунского. Учёные Приморья решили провести своеобразный День открытых дверей, на который пригласили школьников, студентов, педагогов и даже семьи.
III фестиваль дальневосточной науки «Карусель открытий» прошёл в субботу в Институте биологии моря имени Жирмунского. Учёные Приморья решили провести своеобразный День открытых дверей, на который пригласили школьников, студентов, педагогов и даже семьи.
Впервые идея подобных научных фестивалей возникла в Британии, а в России её родоначальниками стал МГУ имени Ломоносова. Во Владивостоке такое мероприятие проводится уже третий год подряд по инициативе музея Института биологии моря.
По словам Лилии Кондрашовой, координатора образовательных программ музея ИБМ, фестиваль этого года гораздо масштабнее своих предшественников. Если в прошлом году в мероприятии участвовало всего девять организаций, в основном «химики» и «физики», то в этом году свой вклад в программу фестиваля внесли 14 организаций, среди которых есть Институты математических и компьютерных наук, проблем морских технологий, этнографии… Из-за большого количества участников пришлось открыть вторую площадку – в Биолого-почвенном институте ДВО РАН.
Изюминками этого года можно считать огромное количество конкурсов, викторин и мастер-классов. Причём не каких-нибудь, а интересных самой разной аудитории – начиная от учащихся начальной школы и заканчивая их родителями и учителями. Примерно около двухсот детей провели в стенах института более пяти часов! А ведь детское внимание отличается рассеянностью и нуждается в постоянном концентрировании на интересных ребёнку объектах.
Все мероприятия отвечали этим требованиям – то есть были занимательными, как, например, мастер-класс «Клетка, вот что я люблю!». Учащиеся 5-х и 6-х классов в игровой форме рассмотрели строение клетки и процессы, которые в ней происходят. Ребятам предложили самим изобразить клетку и её органоиды в виде мини-спектакля. Как? Да очень просто: ядро изображают четыре человека, два человека – хромосомы… Каждому такому «органоиду» раздали карточку со словами – описанием функций, опять-таки, чтобы детям было понятно. Например, функции охраны выполняет мембрана, функции завода переработки – лизосомы. Как представить процессы, происходящие в клетке, например, деление ядра? Пополам делятся митохондрии и лизосомы – ребята расходятся в разные стороны, изображая две клетки. Ничего, что в роли цитоскелета – туалетная бумага, зато понятно и весело. Проводили этот мастер-класс студентки Академии экологии, морской биологии и биотехнологии ДВГУ Юлия Кипрюшина и Мирослава Крещеновская. Тему они выбрали сами, потому что она близка им, а с детьми им просто нравится работать.
Были на фестивале мероприятия совсем другого уровня – даже названия которых казались загадочными, например, «Нанотехнологии в электронике». Помимо всего этого работали интерактивные выставки институтов ДВО РАН и многих других, творческие мастерские, где ребята могли сделать своими руками аппликации, используя гербарий, или узнать об орнаментике керамических сосудов.
Завершился фестиваль в конференц-зале, где все желающие смогли задать интересующие их вопросы Андрею Адрианову – заместителю председателя ДВО РАН, директору Института биологии моря имени Жирмунского. Вредны ли продукты, содержащие ГМО, какие научные разработки ведутся сейчас в институте, возможна ли экологическая катастрофа в Козьмино – вот что интересует не только современную молодёжь, но и старшее поколение.
В конечном итоге цели, поставленные организаторами фестиваля, себя оправдали. Важно было привлечь внимание общественности к проблеме научных кадров. По словам Лилии Кондрашовой, проблем с набором на биологические специальности в последнее время нет. Так что осталось добиться того, чтобы количество стало эквивалентно качеству.
Автор: Ольга СИРОТКИНА