Четырёхколёсные киноактёры

Накануне этого поистине всенародного для Владивостока праздника мы поговорим о... кино. И вот почему.

23 окт. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2620 от 23 окт. 2009
06f5d92274c807a25169ad97ef91e4e9.jpg

Накануне этого поистине всенародного для Владивостока праздника мы поговорим о... кино. И вот почему.

Если вспомнить историю российского кинематографа, то во многих фильмах на ответственных ролях были задействованы не только люди, но и самолеты, танки, автомобили, мотоциклы. Более того, многие кинокартины вообще бы не состоялись без участия средств передвижения.

Например, в военной драме «Жаворонок» одну из главных ролей «сыграл» легендарный танк Т-34. В самом первом фильме Василия Шукшина «Живет такой парень», равноправным партнером Леонида Куравлева (Пашки Колокольникова) был грузовик ГАЗ-51А, образца 1946 года. А в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» увековечились машина ГАЗ-21И «Волга», 1958 года выпуска, и мотоцикл «Урал».

В нестареющей «Брильянтовой руке» так же отметились 21-я «Волга» и еще «Москвич-412». Конечно же, нельзя пройти мимо четырехколесной «Антилопы Гну» из «Двенадцати стульев», а так же боевого автобуса из сериала «Место встречи изменить нельзя», прозванного сотрудниками МУРа «Фердинандом». Он, кстати, был собран на базе грузовика ЗИС-5.

И на Тихом океане...

Владивосток хоть и далеко от кинематографических центров России – Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, но так же внес свою лепту в отечественный «автокинематограф». В конце лета 1972 года столица Приморья на три недели стала киносъемочной площадкой для революционно-патриотического боевика «И на Тихом океане...». Где одними из персонажей были броневик и «самопальная» легковушка.

Снимал картину знаменитый режиссер Юрий Чулюкин, до этого прославившийся комедиями «Неподдающиеся» (1959) и «Девчата» (1962). В основу фильма «про революцию на Дальнем Востоке» легли партизанские повести и пьеса «Бронепоезд 14-69» Всеволода Иванова. Съемки проходили во Владивостоке, в пригороде, в селе Шкотово и недалеко от поселка Новая Москва. Здесь, руководствуясь сценарием, киношники спалили дотла настоящую деревню. Правда, подготовленную к затоплению. Такая же участь – гореть синим пламенем – поджидала и бутафорскую церковь, построенную в натуральную величину на берегу бухты Шамора. А для достоверного изображения японских оккупантов привлекли бойцов Советской Армии восточных национальностей.

«Самураев» собирали со всего края. На время съемок их поселили в пионерских лагерях на Седанке. Многие жители Владивостока оказались тогда задействованы в съемочном процессе. Директор грузового предприятия № 2 (в будущем автоколонны № 1887) Николай Шульжицкий и начальник автоколонны № 3 Евгений Краснобаев занимались автомобильным обеспечением группы. Им, в частности, пришлось «оживлять» бездействующие легковушку и броневик, привезенные для съемок из Москвы.

«Мосфильмовские» машины приютила пожарная часть на станции Океанская.
– Меня вызвал в крайком партии секретарь по идеологии Константин Харчев и сказал: надо посмотреть «неходячие» машины киношников и решить, можно ли что-нибудь сделать, чтобы они ездили сами. Мы посмотрели. Действительно, машины были «мертвые». Во время съемок их таскали на веревке, имитируя движение, – рассказал «В» Николай Шульжицкий, ныне директор Музея автомотостарины.

«Автопокойников» отбуксировали на Седанку в боксы автоколонны № 3. Поначалу, казалось, что реанимировать эту историческую рухлядь невозможно: легковушка и броневик оказались «самоделками»! То есть таких авто в природе не существовало! Их слепили народные умельцы на «Мосфильме» из деталей от разных машин.

– Возможно, они когда-то и ездили самостоятельно. Но когда их к нам привезли, у них не было ни проводки, ни рулевого управления, ни карбюраторов. Броневик был из железа, а пулеметы на нем были деревянные, – вспоминает пенсионер Евгений Краснобаев.
На восстановление четырехколесных актеров ушло ровно два дня. И на съемочную площадку свежевыкрашенные машины добирались уже своим ходом. Легковушка шла под номером «425». Откуда взялась эта цифра, никто объяснить не мог. Даже художник, который ее рисовал. Тем не менее, «госномер» снимать не стали, и он попал в картину. По сценарию, на этом автомобиле ездил командарм Василий Блюхер.

«Мосфильму» дорогостоящий ремонт не стоил ни копейки. А в автоколонне № 3 израсходованные детали и рабочее время механиков списали на «шефскую помощь».
– Нас никто не спрашивал, хотим мы ремонтировать или нет. Партия приказала помочь самому важнейшему из искусств, и комсомол ответил: «Есть!», – шутит Евгений Иванович. И тут же признается, что «И на Тихом океане…» до сих пор не удосужился посмотреть.

Восстановленные машины, прежде чем их увезли в Москву, сыграли в истории Владивостока еще одну занятную роль. 25 октября 1972 года они прокатились по главной площади краевого центра в авангарде театрализованного шествия в честь 50-летия освобождения Приморья от белогвардейцев и интервентов. Сценарий этого псевдоисторического шоу разработал все тот же секретарь по идеологии крайкома КПСС Константин Харчев. И, чтобы все было как в жизни, революционным солдатам и матросам выписали настоящее обмундирование из запасников краевого театра имени Горького.

Шанхайская история

В конце июля и начале августа 2004 года во Владивостоке китайская телекомпания Jilin TV Station Teledrama Studio снимала 32-серийную мелодраму «Шанхайская история».
По задумке режиссера Хуан Ли Цзя действие фильма разворачивалось в 1938 году в Китае и Германии. Владивостоку китайцы доверили сыграть роль довоенного Гамбурга.

В съемках были задействованы китайские, российские и болгарские актеры. В частности, главную героиню, дочь банкира Линду, сыграла на тот момент начинающая болгарская актриса Силвия Ангелова. Роль военной техники «третьего рейха» китайцы доверили экспонатам Музея автомотостарины. Для этого из экспозиции были «рекрутированы» настоящие и действующие (!) мотоциклы времен Второй мировой войны, немецкий BMW R-75 (1940) и советский М-72 (1941). На них по улицам города нашенского катались сотрудники музея, изображавшие «солдат фюрера». Кроме них были привлечены музейные машины: легкий внедорожник ГАЗ-67Б (1943) и представительский ЗИС-110Б (1949). На нем разъезжал гитлеровский генерал, «истинный ариец», которого играл... китайский актер.

По словам Николая Шульжицкого, «техника фашистов не подвела, видимо, чувствовала ответственность процесса». Президент и генеральный продюсер Jilin TV Station Teledrama Studio господин Ли Зи Пин остался доволен съемками во Владивостоке.

Для Владивостока съемки фильма «про фашистов» стали настоящим праздником. Где бы ни появлялись киношники, там собиралась толпа любопытных. Иногда горожане вели себя неадекватно. Например, во время съемки избиения «фашистами» еврейского парня среди горожан нашлись желающие помочь в этом процессе. Когда киногруппа работала на трассе около фуникулера, некоторые водители, проезжая мимо «немецких» солдат и генерала, вскидывали правую руку и вопили: «Хайль!». Случалось, некоторые с радостью кричали: «Наши в городе!».

«Фашисты», кстати, тоже были горазды на шутки. В перерывах между съемками «гитлеровский офицер», он же актер Приморского краевого театра молодежи Вадим Замараев, – и трое солдат вермахта, вооруженных бутафорскими «шмайсерами», в сопровождении настоящего сотрудника ГАИ, выходили на дорогу, тормозили машины и просили водителей предъявить документы: «Аусвайс, битте, товарищ!». И обалдевшие мужики безропотно выполняли приказание!

– Смотрю, солдаты с оружием, я даже испугался. Хотел свернуть на Светланскую, но было поздно. Сейчас время неспокойное, всякое может произойти. Вдруг в городе высадился десант, а я не в курсе, – то ли в шутку, то ли в серьез признавался хозяин крутого джипа.
– А меня смутил «гаишник». Я подумал, что во Владивостоке проходят совместные учения сотрудников дорожной полиции какой-нибудь страны и нашей милиции. По телевизору часто такое показывают, – рассказывал другой водитель после «проверки» документов.
«Шанхайский сюрприз» с успехом прошел на ТВ-экранах Китая, но Владивосток его так и не увидел.

Автор: Сергей КОЖИН