С энергетикой на «Вы»
Авария, произошедшая 17 августа этого года на Саяно-Шушенской ГЭС, унёсшая десятки жизней людей, не оставила равнодушным ни одного россиянина. Сочувствуя родным и близким погибших, большинство из нас задумалось: а не может ли произойти нечто подобное и у
Авария, произошедшая 17 августа этого года на Саяно-Шушенской ГЭС, унёсшая десятки жизней людей, не оставила равнодушным ни одного россиянина. Сочувствуя родным и близким погибших, большинство из нас задумалось: а не может ли произойти нечто подобное и у нас? Конечно, таких крупных гидроэлектростанций в России не так уж и много, однако в каждом регионе есть объекты, вырабатывающие энергию (Приморье не является исключением), а от техногенных катастроф никто не застрахован.
С вопросом, может ли произойти какая-либо авария во Владивостоке, корреспондент «В» обратился к руководителю СП «Владивостокская ТЭЦ-2» Михаилу Матвееву.
Военный закон энергетики– Хотя Владивостокская станция и имеет несколько гидротехнических сооружений, в частности дамбы золоотвалов, которые находятся в бухтах Промежуточная и Горностай, произошедшее на Саяно-Шушенской ГЭС не имеет прямого отношения к нашей станции, поскольку это принципиально разные вещи, – уверен Михаил Ильич. – Саяно-Шушенская ГЭС – крупная станция с огромным водохранилищем, если бы случился прорыв плотины, то мы бы насчитали миллионы жертв. Города Красноярск и Саяно-Шушенск просто бы смыло с лица Земли. То, что мы лишились 75 человек – это потеря, которая в принципе не обсуждается. В энергетике вообще действует почти военный закон. Что касается нашей станции, то опасность гибели людей, как и на всяком опасном производстве, существует, но не в таких масштабах.
Дамбы золоотвалов ТЭЦ-2 не относятся к гидротехническим сооружениям 1-го класса опасности. Тем не менее они подлежат специальному декларированию.
Руководством электростанции подготавливается декларация безопасности гидротехнических сооружений – документ, характеризующий его состояние, регламентирующий правила наблюдения, устанавливающий порядок отчётности и определяющий работоспособность технического сооружения и меры, которые необходимо принять для обеспечения его безопасности.
– Такие документы выдаются на определённый срок, в зависимости от класса опасности, – уточняет Михаил Матвеев. – Специальных проверок после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС у нас не проводилось, была плановая преддекларационная проверка. Однако в энергетике существует такое правило: обо всех несчастных случаях, авариях или событиях, которые могли привести к тяжёлым последствиям, но их удалось избежать, мы узнаём не только из средств массовой информации, внутри нашего ведомства рассылаются специальные приказы, информационные письма. В таких случаях мы проводим инструктажи с персоналом, соблюдению правил техники безопасности уделяется особое внимание.
Любая электростанция, вне зависимости от наличия гидротехнических сооружений, относится к объектам повышенной опасности. Владивостокская ТЭЦ-2 не является исключением, ведь ежедневно сотрудники станции работают с оборудованием, которое при неправильной эксплуатации или неисправности может привести к трагедии.
– Практически всё наше оборудование работает под высоким давлением, высокими температурами (до 550 градусов), к факторам опасности можно отнести и установку по выработке водорода (электролизёры, которые разлагают воду на кислород и водород, используемый для охлаждения подшипников генераторов), – перечисляет директор ТЭЦ-2. – Опасных факторов на станции много, но для руководителя предприятия нет ничего хуже, чем несчастные случаи с сотрудниками. Чтобы избежать этого, у нас существуют жесточайшие правила охраны труда, определённый объём мер для охраны труда и промышленной безопасности.
Соблюдению правил техники безопасности на предприятии отводится значительная роль, частыми гостями ТЭЦ-2 являются сотрудники надзорных органов, плановые и внеплановые проверки для персонала и руководства станции – обычное дело.
– Например, в августе этого года Ростехнадзором проводилась комплексная проверка по всем направлениям деятельности. Конечно, замечания есть, но они устраняются в максимально сжатые сроки, – говорит Михаил Матвеев. – Ещё одна проверяющая организация – «Востокэнерготехнадзор». В общем, в связи с тем, что ТЭЦ-2 объект опасный, проверок у нас много. Надзорные органы обязывают работодателей соблюдать необходимые правила безопасности, своевременно проводить экспертизы промышленной безопасности, освидетельствование механизмов, проверку их технического состояния. Хороший руководитель делает это, не дожидаясь указаний надзорных органов.
По словам специалистов, все объекты энергетики вводятся в эксплуатацию только при наличии резервного оборудования. Ситуация считается критической, когда электростанция работает без резерва.
– Потребители этого не почувствуют, энергия будет поступать в любом случае, – уверяет Михаил Матвеев. – А мы будет принимать меры, чтобы прийти к разумному балансу эксплуатируемого и резервного оборудования. Например, в котельном цехе для обеспечения максимальной выработки энергии имеются 14 котлов. Часть из них находится в работе, часть – в плановом ремонте, а часть стоит в резерве. Если в работе котлоагрегата обнаружены неполадки, естественно, мы не ждём, когда произойдёт авария, а останавливаем этот котёл и запускаем резервный.
Дома не предусматривалисьВ 2007 году ВТЭЦ-2 как структурное подразделение филиала «Приморская генерация» была передана ОАО «Дальневосточная генерирующая компания». Практически сразу на станции было введено антикризисное управление, так как тогда мы действительно находились на грани серьёзных аварий. Кроме того, Приморье – регион пиковых нагрузок, резервных мощностей на то время просто не было. Соответственно, основными задачами было не только привести основное оборудование в нормальное техническое состояние, но и создать резерв мощности. В 2008 году произведён ремонт оборудования, в результате модернизации располагаемая мощность ТЭЦ-2 была увеличена на 70 МВт – до исторически рекордных 500 МВт. Несмотря на это Михаил Матвеев не скрывает, что в работе станции существуют определённые проблемы.
– Проблема станции заключается в том, что она была построена и пущена в эксплуатацию около 40 лет назад, а это солидный срок, – считает директор
ТЭЦ-2. – В 60-е годы проект был современнейший, станция возводилась на значительном удалении от города. Не вина энергетиков, что Владивосток так разросся (принятый в то время план «Большой Владивосток» не предусматривал в зоне ВТЭЦ-2 жилых объектов). Но я должен отметить, что недостатки в проектировании всё-таки есть: станция находится в ложбине, поэтому дымовые трубы (их высота 189 метров) должны быть ещё выше. Жалобы людей, дома которых находятся в районе электростанции, понять можно: выбросы из дымовых труб здоровья не прибавляют, однако остановить работу станции и построить где-нибудь на отшибе новую в нынешнем состоянии экономики просто невозможно. Это наша общая беда.
Срок эксплуатации электростанции зависит от качества содержания фондов. Михаил Матвеев отмечает, что теоретически ТЭЦ-2 может работать и 50, и 100 лет, но при этом сумма затрат на её содержание значительно возрастёт.
В заключение стоит отметить, что, несмотря на все проблемы, с которыми в процессе работы сталкиваются энергетики, в Приморском крае крупных аварий на электростанциях не происходило.
– Конечно, аварии случались, – говорит Михаил Ильич. – Например, несколько лет назад на Камчатке вышла из строя часть оборудования подстанции «Дачная», на несколько дней обесточенными оказались несколько районов Петропавловска. А аварий на уровне техногенных катастроф, сопровождающихся гибелью большого числа людей, в Приморье не было, хочу пожелать, чтобы и впредь ничего подобного не происходило.
Справка «В»СП «ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТЭЦ-2» – самая мощная тепловая электростанция в структуре филиала «Приморская генерация» ОАО «Дальневосточная генерирующая компания», является основным энергоисточником на юге Приморского края, на 64 процента обеспечивает Владивосток теплом. На ВТЭЦ-2 работают свыше 800 сотрудников.
Автор: Анна ЕФИМОВА