Хасан с огоньком

Те, кто бывал в Хасанском районе Приморья весной и осенью, то есть в пожароопасный период, знают, как выглядят черные, окутанные дымом поля и сопки. Наверное, больше всего это похоже на войну – войну человека против природы. Пылает сухая трава, горят ку

14 окт. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2614 от 14 окт. 2009
1af0b549ad4adfa1a8a8df28fc9eae70.jpg

Те, кто бывал в Хасанском районе Приморья весной и осенью,
то есть в пожароопасный период, знают, как выглядят черные, окутанные дымом поля и сопки. Наверное, больше всего это похоже на войну – войну человека против природы. Пылает сухая трава, горят кустарники, до пепла прогорает земля, страдают и «просто» леса, и особо охраняемые природные территории (ООПТ). А ведь именно здесь, на границе Хасанского и Надеждинского районов, обитает дальневосточный леопард – самый редкий зверь планеты. Между тем огонь границ не знает, так что от пожаров ежегодно страдают территории и заповедника «Кедровая падь», и федерального заказника «Леопардовый».

Горим, братцы, горим!

Надо сказать, что в Хасанском районе с лесными пожарами пытаются бороться. Вот только борьба эта несколько нелогичная: одни люди, жители района, траву поджигают (традиция тут такая), другие – тоже хасанцы, между прочим, с огнем самоотверженно воюют. Мысль о том, что правильнее и дешевле вести профилактику пожаров, а не постфактум тушить то, что загорелось, просто витает в воздухе. Об этом много говорилось на прошлой неделе в поселке Славянка, в администрации Хасанского района. Там проходило заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, посвященное подготовке к новому пожароопасному сезону. На севере Приморья такой сезон уже начался с 15 сентября. А на юге пока спасает зелень.

Наталья Горваль, руководитель Артемовского филиала КГУ «Приморское лесничество» (теперь этот филиал включает и Хасанский район) изложила в своем докладе бесстрастные цифры: за осенне-весенний пожароопасный сезон 2008-2009 годов зафиксировано 523 случая лесных пожаров на площади 92,1 тысяч гектаров, а 241 пожар перешел в категорию крупных. По Хасанскому району – 7 лесных пожаров на 13 тысячах гектаров. В 75 процентах случаев пожары вызваны переходом огня с сопредельных территорий. Виновники не установлены...

Несколько позже Наталья Горваль с горечью призналась корреспонденту «В»: на ее памяти, а она с 1981 года работает в Артемовском лесхозе, никогда ни один виновник лесного пожара не был наказан.

Надо иметь в виду, что лесники тушат только пожары на землях лесного фонда и статистику ведут только по ним. А есть еще земли госзапаса, сельскохозяйственного назначения, арендуемые территории, наконец, военные полигоны... Огонь же принадлежности лесов и полей не разбирает. Вот и получается, что, к примеру, возгорание на «ничейных» территориях никто не тушит, а потом, когда огонь охватывает значительно большие площади и перебирается в тот же лесной фонд, сил, средств и времени на борьбу с ним требуется уже гораздо больше. К тому же и лукавая статистика подсчитывает по части противопожарной службы – одно, по лесному ведомству – другое, а «военно-полевые» пожары не учитывает вовсе. И только взглядом сверху, из-за облаков, может охватить все картину. Я, конечно, имею в виду не Бога, а снимки из космоса.

Нам сверху видно все, ты так и знай!

На упомянутом заседании комиссии в Славянке с небольшим сообщением выступил руководитель лесной программы Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Денис Смирнов. Он подвел итоги космического мониторинга пожаров, проводимого в рамках проекта WWF по лесовосстановлению в ареале обитания дальневосточного леопарда в сотрудничестве с НП «Прозрачный мир». Так вот, спутниковые снимки зафиксировали рекорд, которым не стоит гордиться: за осени и весну 2008-2009 годов выгорела треть площади Юго-Западного Приморья – это самый высокий показатель за период с 1996 года, когда начались подобные наблюдения. Пострадало от огня и более 10 процентов площади федерального заказника «Леопардовый» – здесь было зафиксировано 15 пожаров. А ведь именно этот заказник, созданный в октябре 2008 года, является основой для сохранения 30 оставшихся леопардов…

По словам Дениса Смирнова, в этом году была поставлена задача не только определения границ выгоревших территорий, но и выяснения точного расположения источников возгорания. Потом эти данные нанесли на карту землепользователей Хасанского района, и без слов стало ясно, какие именно организации ответственны за возникновение пожара или за непринятие мер по его тушению. Результаты мониторинга показали: пожары возникали не только на «ничейных» землях, но и на территориях, закрепленных за конкретными пользователями: оленеводческими фермами, крестьянскими хозяйствами, дачными товариществами, базами отдыха... Так, крупнейшие пожары в заказник «Леопардовый» пришли с земель ООО «Агро Хасан» и Барабашского военного лесничества.

Около 3 тысяч гектаров выгорело в пределах границ населенных пунктов, в том числе Славянки, Зарубино, Бамбурово, Андреевки. Но если в самом селении борьбой с огнем занимаются пожарные, то «за околицей» зона их ответственности заканчивается. Лесники, как уже было сказано, тушат только «свой», лесной фонд. Конечно, по российскому законодательству арендатор или собственник может быть наказан за несоблюдение правил пожарной безопасности, но на практике вопрос выглядит нерешаемым...

Понятно, что надо что-то делать, и не только ради сохранения лесов вообще и леопардов в частности. Есть и еще одна опасность, пока недооценённая. На «космической» карте очагов пожаров хорошо видно: каждую весну и осень дочиста выгорает вся территория Хасанского района, по которой планируется проведение магистрального газопровода. А «плановые» утечки из него предусмотрены даже проектом. Что же будет в реальности – никто сейчас не спрогнозирует...

Против огня – всем миром

Похоже, последние пожары «достали» многих хасанцев.
– Весенний период был разгромным, – говорит глава Славянкинского городского поселения Андрей Юрченко. – Нужны самые жесткие меры по борьбе с сезонными пожарами. В первую очередь – недопущение людей в лес. Аншлагов ставить не будем – просто перекопаем все дороги, чтобы заездов не было, или поставим шлагбаумы. Ключи раздадим пограничникам, лесникам, пожарной команде. Пусть жалуются прокурору – пока он протест напишет, снег выпадет, и пожароопасный период закончится. В этом году попробуем держать оборону. Сделаем все возможное.

Это мнение поддерживает глава Хасанского городского поселения Иван Степанов.
– Бесконтрольная охота, нахождение людей в лесу – вот причина пожаров, – говорит он. – Нужна ответственность, надо учитывать ущерб, нанесенный природе. Не хватает законодательной базы – будем выходить с предложениями в краевое Законодательное Собрание.

Понятно, что сами поселения, даже носящие гордое наименование «городские», могут сделать немногое: принять план противопожарных мероприятий, организовать жителей, взаимодействовать с арендаторами и землепользователями... Поэтому в борьбе с пожарами совершенно неоценима помощь общественных организаций. Уже упомянутый Амурский филиал WWF на практике помогает охотничьим и фермерским хозяйствам, железнодорожникам, военным – всем тем, кто имеет в своем ведении земли. Им передано в общей сложности 51 воздуходувка, 11 кусторезов, 5 ранцевых огнетушителей, роторная сенокосилка как альтернатива отжигу. Из местных жителей созданы 4 группы добровольных пожарных дружин, им обеспечено финансирование. Приобретен небольшой бульдозер и автомобиль для его перевозки – специально с целью обновления противопожарных минполос.

Общество сохранения диких животных (WCS) совместно с Лесной службой США финансирует новую противопожарную программу, которую проводит администрация поселка Славянка. Помимо земель самого райцентра, система предупреждения и защиты от сезонных пожаров будут охвачены дачные участки и земли Нерпинского рыбкоопа, часть заказника «Леопардовый», охотничьи хозяйства, участки погранзоны и военного полигона. В рамках программы созданы две бригады: одна будет бороться с пожарами, вторая, состоящая из студентов-волонтеров Приморской сельхозакадемии, займётся контролируемым отжигом, создавая противопожарные полосы. В общем, планов много. Как они будут реализованы на практике – узнаем чуть позже, когда закончится пожароопасный период.

Автор: Иван ЕГОРЧЕВ