Человек конкретной помощи

Идущий к финишу год был непростым – наверное, не найти в нашей стране человека, который не произнёс бы хоть раз: «Да, понимаешь, кризис…». Но депутат Законодательного Собрания Приморского края, главный режиссёр Приморского академического театра имени Горь

8 окт. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2611 от 8 окт. 2009
432379c9c5532ca277a0d925e0d71eb9.jpg

Идущий к финишу год был непростым – наверное, не найти в нашей стране человека, который не произнёс бы хоть раз: «Да, понимаешь, кризис…». Но депутат Законодательного Собрания Приморского края, главный режиссёр Приморского академического театра имени Горького Ефим Звеняцкий уверен: свет в конце туннеля уже виден.

– Ефим Семёнович, приходилось ли вам в этом году чаще вступаться за финансирование культуры на заседаниях ЗС?

– Мне кажется, что финансирование культуры находится примерно в одном и том же режиме – и до кризиса, и во время, и после.
Да, ремонт крыши театра молодёжи пока замер, но мы отлично понимаем, что и здание, и театр необходимо сохранить, и на бюджетном комитете этот вопрос регулярно поднимается. Да, перед театром кукол остро стоит вопрос выселения из арендуемого помещения. Но мы знаем, что этот театр – великолепный, потрясающий – нужно сохранить, и он будет сохранён! В кризисной ситуации о театрах, о культуре думать не забывают, но, подчеркну, всё чрезвычайно сложно.
И это не приморские, так сказать, особенности.
Во всей России так. Смотрите сами: в течение чуть ли не 10 лет правительство то принимает закон о театре, переводя храмы Мельпомены в автономные учреждения, то отменяя эти переводы… А мы живём в состоянии подвешенности… Пора, конечно, определяться.
Всем давно уже понятно, что театр необходим, что он не умрёт и будет жить всегда. Другое дело – как. Найти его пребывание в сегодняшнем дне по-прежнему чрезвычайно трудно…

– К слову, о театре имени Горького и кризисе. В этом году был урезан бюджет программы «Мастера искусств – жителям Приморья», которая касается вашего театра непосредственно…

– Да, и нас это не очень обрадовало. Но я прекрасно понимаю, что иногда нужно ужаться, что это временное явление. Мы не прекращаем работу по программе, потому что понимаем её важность. Мы нужны зрителю – нас ждут, ещё как ждут в крае – и мы везём в города и посёлки все новые спектакли, вот недавно выезжали с «Пятью вечерами», а ранее – «С любимыми не расставайтесь!». Да, маленькие залы, да, условия не ахти, но это не так важно.
Я не защищаю политику финансового секвестра, но с другой стороны: если кризис коснулся всего мира, почему театр или другое учреждение культуры должно стать исключением? Всем нужно будет чуть-чуть потерпеть. Но дальше будет лучше. Уверен.

– Вы оптимист, Ефим Семёнович? Редкое явление для нынешних времён…

– Да, думаю, что есть повод для оптимизма. Мы ведь всё сохранили – союз художников, писателей, другие творческие объединения. Евгений Шальников, народный артист России, говорил: «Мы бедные, но не нищие!». В этом огромная правда.
Ещё один повод для оптимизма – строительство театра оперы и балета, у него уже есть конкретный адрес! И думаю, оно окажет влияние на жизнь всех театров в целом, и не только. Думаю, там найдётся место для симфонического оркестра, для галереи, даже для кукольного театра! Это здание должно работать 24 часа в сутки. Уже точно известно, что в театре будет два зала – на 1500 мест и на 300. Уже выделены деньги – пока не слишком значительные – на проектировку. Кстати, конкурс выиграл Омский проектный институт. Я летал с ними в Южную Корею, мы смотрели, какие там оперные театры. Считаю, что раз мы ближе к Азии, чем к Европе, то стоит повнимательнее присмотреться именно к опыту соседей. Театры, конечно, там фантастические. Меня также привлекали для консультаций по внутреннему наполнению здания – сколько должно быть гримуборных, репетиционных залов, буфетов, хоровых и балетных классов.
Проектировщики со дня на день приедут во Владивосток, привезут эскизы, макеты, всё это будет показано… Проект должен утвердить губернатор, предварительная стадия должна быть закончена к ноябрю. И тогда, думаю, в бюджете на будущий год уже будут учтены суммы под строительство.

– Вы ведёте приём граждан. Стало ли в кризисное время больше просьб и обращений к вам как к депутату? Увеличилось ли число посетителей?

– Я веду приём не так часто, как мои коллеги, работающие в ЗС. Я ведь присутствую там на общественных началах, не получаю за это зарплату. Моя основная работа – театр Горького, и другого не хочу и не вижу. И просьбы, на мой взгляд, чаще звучат не в приёмных, а здесь, в театре. Сказать, что ко мне лично стали обращаться чаще, не могу. Но в просьбах каждого, кто ко мне обращается, стараюсь разбираться досконально, понимая, что не от хорошей жизни люди приходят. Я стараюсь помочь, но могу ровно столько, сколько могу.

– Какие вопросы, рассматриваемые ЗС в этом году, показались вам наиболее важными?

– Повышение заработной платы. Особенно меня волновали надбавки деятелям культуры и искусства за звания, потому что это позволяет людям жить достойно. Волновала подготовка к кинофестивалю, который был не только сохранён, но и в этом году расцвёл, иначе не скажешь.
Откликался на вопросы цен на лекарства и урегулирования этих цен. Волновало выделение денег на бесплатное питание учеников; строительство школы в селе Многоудобном; программы профилактики наркомании, подросткового алкоголизма, правонарушений среди несовершеннолетних, поддержки творческих акций в рамках этих программ. А главное – меня волнуют не общие вещи, а частности. Я рад, когда нам удаётся помочь кому-то конкретно. В социальном комитете мои коллеги – Масловский, Алексеев, Беляев говорят с беспокойством о школах, здравоохранении, сельском хозяйстве, о матерях-одиночках, и я разделяю их тревогу.

– Довольно сложные вопросы: ограничение продажи спиртного в вечернее время, принятие «комендантского часа» для подростков... Какова ваша позиция на этот счёт?

– Я не люблю ничего, что начинается со слова «запретить», высказывался против «комендантского часа». Не в нём дело. Дело в семье. И то, как ведут себя на улице подростки, определяют папа, мама, бабушка, дедушка и то, какие принципы, какие моральные качества они вложили в своих чад. А любой запрет вызовет негативную реакцию и желание его обойти.
На мой взгляд, надо больше внимания уделять профилактическим, пропагандистским кампаниям – причём в лучшем смысле этого слова. Не разовые акции, когда сегодня по всем каналам ТВ сказали: ах, пить вредно, а завтра опять повсюду реклама пива и прочего. Не кампанейщина типа приснопамятной антиалкогольной кампании. Нет, нужна целенаправленная работа.
Но есть запрет, который я поддержал двумя руками, – продажа табака и алкоголя подросткам. Это обязательная вещь, но здесь нужен жёсткий контроль за продавцами, нужно, чтобы каждая женщина за прилавком понимала, что она делает, продавая водку ребёнку…
С другой стороны, глядя всё на тех же зрителей в зале театра, я понимаю, что есть отличная молодёжь, замечательная! Понимающая, что нужно выстраивать свою жизнь, что от них многое зависит. Это опять же вселяет надежду.

– На заседаниях комитета, ЗС вы слышите не всегда радостные известия. Не влияет ли это на вас как на художника?

– Нет. Надо, чтобы щи отдельно, мухи отдельно. Познания приумножают скорбь, написано в Библии, но! Зная людей, которые приходят в театр, в зрительный зал, общаясь с ними, я уже примерно знаю заранее, что меня ждёт на комитетах, какие самые болевые точки мы будем обсуждать на заседаниях. Я ведь в самом эпицентре жизни – здесь, в театре!
Да, на первый взгляд может показаться, что помогаем мы медленно, не так оперативно, как людям хотелось бы. Но, пока я не увидел работу ЗС изнутри, пока не понял механику, пока не соприкоснулся с этой стороной жизни, я и представить себе не мог, как много на самом деле делается! Люди, которые работают в ЗС на постоянной основе, – порядочные, честные, они откликаются на чужую боль. Они все физические и духовные силы отдают этому служению!
Наверное, работа в ЗС дала мне возможность всерьёз задуматься о необходимости противостояния – пошлости в искусстве, однодневкам в кино, жуткой эстраде, бездарным буклетам в литературе.

– Вы уже говорили, что на второй депутатский срок не пойдёте. Но нужен ли голос культуры в Законодательном Собрании?

– Нужен! Это я понял, прочувствовал. Очень важно, чтобы в законодательном органе был человек культуры, который в нужный момент нажмёт кнопку на микрофоне и скажет: «Позвольте уточнить…». И если кто-то из творческих людей решится пойти на выборы – благословлю! Если бы имел право и возможность, просто бы передал свой мандат такому человеку…

Справка «В»

С 1 января 2009 года в два раза было увеличено ежемесячное пособие на ребёнка для семей, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, на эти цели в бюджете заложено 264 млн рублей. 22 апреля 2009 года были приняты поправки в закон «О порядке и размерах выплаты ежемесячных денежных средств опекунам (попечителям) на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством). Отныне на эти выплаты начисляется районный коэффициент. В итоге размер опекунской выплаты увеличился с 4000 до 4800 рублей.

Справка «В»

22 апреля 2009 года Законодательным Собранием Приморского края был принят закон Приморского края «О молодёжной политике в Приморском крае». Законом определены принципы и цели молодёжной политики в Приморском крае, установлен перечень мероприятий, осуществляемых органами государственной власти.

Справка «В»

В 2009 году комитетом по социальной политике и защите прав граждан Законодательного Собрания Приморского края в адрес губернатора было направлено письмо с предложением увеличить расходы на бесплатное питание школьников 1-4-х классов из расчёта 25 рублей в день при формировании проекта краевого бюджета на 2010 год.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ