Городским автобусам тесно на дорогах
Убрать трамваи со Светланской и Алеутской – это один из выводов, сделанных специалистами Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, проводивших исследования пассажиропотока во Владивостоке. Посчитав пассажиров по головам, участники проекта пришли
Убрать трамваи со Светланской и Алеутской – это один из выводов, сделанных специалистами Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, проводивших исследования пассажиропотока во Владивостоке. Посчитав пассажиров по головам, участники проекта пришли к выводу, что некоторые городские маршруты надо изменить или закрыть.
В последний раз разумность маршрутов пассажирских автобусов в краевой столице изучали в 1987 году. С той поры автомобильный парк вырос в десятки раз, а дорожная система города осталась практически неизменной. Из-за пробок на дорогах в часы пик Владивосток стал некомфортным и для пешеходов, и для автомобилистов.
– За 20 прожитых лет более 150 тысяч владивостокцев пересели на личные автомашины. Изменились и объемы перевозок: на троллейбусах сейчас ездит в 4,5 раза меньше горожан, на морском транспорте – в 6 раз меньше, 85 процентов пассажиров предпочитают автобусы, – рассказывает руководитель проекта, директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС Александр Латкин. – Трамваи предпочитают лишь 10 процентов жителей, в основном это пенсионеры, которые могут простоять на остановке в ожидании вагона 20-30 минут. Но отчасти именно из-за этого транспорта создается сутолока на центральных улицах.
Автоперевозки во Владивостоке стали выгодным бизнесом, и число компаний–автоперевозчиков увеличивается. Выяснилось, что сейчас в краевом центре зарегистрировано более двух десятков коммерческих перевозчиков. И еще одна важная деталь, всплывшая в результате исследования: когда транспорт был муниципальный, в городе действовало 42 автобусных маршрута, на которых работало около 300 автобусов. Сейчас количество коммерческих автобусов осталось прежним, а маршрутов удвоилось.
– Городские потоки организованы нерационально, примерно треть автобусов из центра Владивостока можно убрать, – считает руководитель проекта Александр Латкин. – Надо переходить к транспортной схеме, характерной для крупных городов, когда до центра идут магистральные автобусы, а в спальных районах существуют локальные автобусные сети. Сейчас же большинство маршрутов проложено по центру Владивостока, а добраться на окраины людям бывает сложно.
По мнению экспертов, большинство транспортных проблем в городе появилось из-за сложного рельефа и несоблюдения Генплана. Точечные застройки и отсутствие парковок для машин – бич приморского мегаполиса, осложняющего жизнь горожан. К тому же проектировщики несколько десятков лет назад не предполагали, что во Владивостоке в начале XXI века будет жить более полумиллиона человек. За два десятилетия изменился статус и вектор развития столицы Приморья – от закрытого города-крепости до центра международного развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Эти факторы, а также подготовка столицы Приморья к 150-летию со дня основания и саммиту АТЭС-2012, потребовали кардинальных изменений в организации пассажирских транспортных перевозок.
В администрации Владивостока выводы, к которым пришли эксперты, обсудили на совещании. В обсуждении предварительных итогов приняли участие заместитель главы города Александр Чавычалов, начальник управления транспорта Сергей Войченко, а также представители ВГУЭС, проводившие исследование. Мэр Владивостока Игорь Пушкарев считает, что в пассажирских автобусах необходимы электронные терминалы для расчетов за проезд, это позволит сделать перевозки удобными и финансово прозрачными. Машины должны быть оборудованы системами спутникового слежения – GPS, которые исключат самовольные сходы водителей с маршрутов и длительные простои в ожидании пассажиров. Эту работу намечено провести в течение 2010 года.
Игорь Пушкарёв также высказал авторам исследования ряд существенных замечаний и дополнений. Представленный группой ВГЭС итоговый опросный материал нуждается в более подробном анализе, выработке конкретных рекомендаций по кардинальному обновлению карты маршрутов общественного транспорта Владивостока.
Как изменится транспортный поток в краевом центре, узнаем в будущем. На совещании предложенный экспертами ВГУЭС документ принят «в первом чтении». Окончательный вариант будет представлен во второй половине октября. Представители транспортных компания в существующей схеме движения пассажирского транспорта изъянов не видят.
– Есть теория, а есть практики с экономикой, – сказал «В» президент Ассоциации транспортных компаний Владивостока Игорь Кравцов. – Прежде в городе работало около 800 автобусов, сейчас двое меньше. Если уменьшить и это количество, то интервалы ожидания увеличатся, а из-за пробок станут и вовсе утомительными. Людям придется выходить из дому не за час, а за два, дабы не опоздать на работу. Отдельные маршруты в спальных районах города будут убыточными, потому что днем автобусы будут пустовать.
По мнению Кравцова, транспортные компании сами регулируют количество машин на маршруте, и в убыток себе никто работать не станет. Не видит автоперевозчики смысла и в сокращении дублирующих маршрутов, если они востребованы и приносят доход, значит, нужны. А вот с необходимостью введения экспресс-маршрутов, которые будут перевозить пассажиров с одного конца города на другой, транспортники согласны. Подобные рейсы были во Владивостоке, когда существовал муниципальный парк.
Справка «В»Согласно исследованию пассажиропотока жители Владивостока ежедневно совершают 400 тысяч поездок на общественном транспорте, используя для этого 289 остановочно-пересадочных пунктов; перевозки осуществляют 23 частные автотранспортные компании, а также ООО «Электротранспорт», в чьём ведении находятся трамваи и троллейбусы, и ООО «Мортранс», предоставляющее пассажирам морские катера и паромы. Самый большой пассажиропоток проходит через площадь Луговую – 102 881 поездка в сутки. Общий объём перевозок трамваями за десять последних лет снизился с 358 тысяч до 39,8 тысячи пассажиров, при этом количество автомобилей на улицах Владивостока за это время увеличилось в пять раз и достигает сегодня 300 тысяч человек.
КстатиДо конца года во Владивосток поступит первая партия из 30 муниципальных пассажирских автобусов. В мэрии проведён открытый аукцион на поставку этих машин. В городском бюджете на 2009 год на эти цели было заложено 30 млн рублей, на условиях софинансирования пришли средства из краевого и федерального бюджетов. В итоге на обустройство нового муниципального автопарка выделено почти 89 млн рублей.
На эти деньги на Курганском автозаводе будут закуплены 30 новых автобусов, которые уже к концу декабря выйдут на городские маршруты. Это приобретение станет первым шагом в реализации программы главы Владивостока Игоря Пушкарёва по возрождению муниципального пассажирского автотранспорта.
Автор: Татьяна БАУЛИНА