Откровенное жюри

Члены жюри «Меридианов Тихого» во время общения с журналистами члены жюри были по-юношески откровенны и сообразно возрасту (в среднем 40 лет) мудры. И говорили, конечно, о кино…

2 окт. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2608 от 2 окт. 2009
9e2ea9d2378324f09282a0f6921c92d6.jpg

Члены жюри «Меридианов Тихого» во время общения с журналистами члены жюри были по-юношески откровенны и сообразно возрасту (в среднем 40 лет) мудры. И говорили, конечно, о кино…

Чоу Вин Кен, Китай, продюсер, председатель жюри:
– Каково ваше отношение к американскому кино?

– Он не составляет нам конкуренции, мы в разных ветвях кино. Хотя я смотрю эту продукцию и два-три фильма в год мне нравятся. Мы должны учиться у голливудского кинематографа стратегии производства и маркетинга, но в остальном… Мы работаем с режиссёрами, оставляя им место для креатива, для проявления себя. В Голливуде режиссёрам воли не дают. В АТР самое большое разнообразие культур и множество предметов для кинематографического исследования, поэтому фильмы, сделанные в нашем регионе, производят такое сильное впечатление. В них есть концептуальность, креатив авторов. Зрелость европейского сообщества направляет взгляды их кинематографистов не на мир вокруг, а внутрь, они фокусируются на личных отношениях, эмоциях… Для Америяки же фильм вообще – больше бизнес, чем культурное явление.

Тан Чуй Муй, режиссёр, Малайзия:
– Не хотели бы вы попробовать себя как актриса? Вы ведь очень красивы.

– Во Владивостоке не так много малазийских девушек, поэтому мы кажемся экзотически красивыми. А в Малайзии вам скажут, что все русские женщины очень красивы… Да и красота не главное для актрисы. А я не хочу себя пробовать в этой ипостаси, поскольку ни один режиссёр не обрадуется, ибо я буду вмешиваться во всё. Я не позволю другим говорить мне, что делать… У меня был опыт актёрской работы в короткометражке – и я просила показать мне снятые кадры, давала советы. Но если бы меня попросил Чоу Кен сыграть в его фильме, я бы сказала да! Я даже мести пол в его фильме согласна.

– Приходилось ли вам преодолевать сопротивление мужского большинства в киноиндустрии, когда вы снимали кино?

– Да, женщины в кинобизнесе, я имею в виду – режиссёры, сценаристы – действительно редкость. В любой стране. Так нужно и пользоваться тем, что мы в меньшинстве! В этом наше преимущество. Знаете, мой друг сказал: если ты чёрная одноногая женщина, то точно получишь всё финансирование… Это грубовато, но правда.

Франсис Ксавье Посьон, Филиппины, режиссёр:

– Когда я получил предложение стать членом жюри «Меридианов Тихого», то был удивлён и полез в Интернет, чтобы узнать, где это – Владивосток, рядом с Москвой? И был поражён, поняв, что Владивосток – это рядом с моей страной.

– В чём, на ваш взгляд, причина необычайной популярности филиппинского кино, которую мы наблюдаем сегодня?

– Это можно объяснить развитием цифровых технологий, которые делают процесс производства фильмов дешевле. У наших режиссёров появилась возможность снимать своё, особое, альтернативное кино. На Филиппинах многие независимые кинематографисты себя продюсируют, умудряясь снимать отличное кино на 20 тысяч долларов…

– Готовы ли вы сопротивляться продюсеру, если, например, он будет вмешиваться в творчество?

– У меня был такой опыт. Предложили проект, в котором не оставляли места креативу режиссёра. И я отказался. Интересно, что первый свой фильм я сам продюсировал, так что могу понять и эту сторону кинопроизводства.

Леонид Рыбаков, режиссёр, Россия:

– У меня вообще особое отношение к Владивостоку, ведь свой первый фильм я делал с музыкантами группы «Мумий Тролль». А в прошлом году, купаясь на острове Русском, познакомился с фронтменом группы «Браззавиль» Дэвидом Брауном. Я рассказал ему о замысле фильма «Девочка из Владика», а через пару месяцев он прислал мне песню – «Девушка из Владивостока», она уже вышла и в пластинке этой группы.

– Как вам кажется, нужно ли получать высшее режиссёрское образование?

– Нет. У меня первое образование – физик-атомщик, и не сильно оно отличается от ВГИКовского… Я окончил ВГИК в 1991 году, мой дипломный фильм послали на «Оскар», а потом рухнуло всё, не только «железный занавес», но и Мосфильм, где вместо кино были склады… Потому мой дебютный фильм и вышел в 2006 году. А я с 1991 года занимался политической рекламой, пытаясь окончательно похоронить коммунистическую партию и прежнюю власть.
Я считаю, что учиться во ВГИКе – ни к чему. Мир изменился, фильмы изменились, требования к кино. И если хочешь учиться, иди в достойную киношколу, каковой ВГИК сегодня не является. Может быть, потом станет… О том, что пора ВГИК закрыть, я сказал в ректорате в 1989 году, когда побывал на кинофестивале в Лондоне и узнал, что там три киношколы, которые отчаянно меж собой конкурируют! И это так заводило всех студентов, а ВГИК всё бронзовел и бронзовел… И забронзовел окончательно. А я надеюсь, что в России возникнут независимые киношколы, которые будут готовить ребят не за пять лет – чему учить пять лет? – а быстрее и качественнее. Вот бы здорово было, если бы такая школа возникла у вас.

Сюндзи Иваи, режиссёр, Япония:

– Самое сильное впечатление у меня осталось от нью-йорского кинофестиваля, который проходил буквально через пару недель после печальных событий 11 сентября. Я видел людей печальных, растерянных, измученных, заплаканных – но всё же они шли в кино… Это поражало.
А на московском фестивале познакомился с одним известным кинокритиком. Он жил в маленькой, почти крошечной квартире. Но стены в ней были увешаны подлинниками Шагала и других известных художников. И на мой вопрос этот человек ответил: «Если я перееду в большую квартиру, все узнают, какие у меня есть бесценные картины. А так никому и в голову не придёт…» Я об этой встрече рассказывал в Японии десятки раз…

– Что такое – эстетика Иваи?

– Я не задумывался об этом. Я просто рассказываю истории, опираясь на литературу и традиции Японии.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ