Где взять деньги?

Не так давно на инвестиционном форуме в Сочи премьер-министр России Владимир Путин заявил, что за несколько лет нужно добиться снижения ставок по кредитам примерно до шести процентов годовых. Слишком высокими кредитные ставки считают и представители бизне

25 сент. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2604 от 25 сент. 2009
276e43cbdd77404c58c5bd155d06455f.jpg

Не так давно на инвестиционном форуме в Сочи премьер-министр России Владимир Путин заявил, что за несколько лет нужно добиться снижения ставок по кредитам примерно до шести процентов годовых. Слишком высокими кредитные ставки считают и представители бизнеса, которые вынуждены закладывать их в стоимость конечного продукта, и граждане, в большинстве своём так и не нашедшие возможность решить, к примеру, свои жилищные проблемы за счёт ипотеки. Ещё и кризис подвёл. Ставки пошли вверх, объёмы выдаваемых займов – вниз… О том, что будет с кредитованием «В» узнал у крупных банкиров края.

Юрики надёжнее физиков

Банки в сфере кредитования зачастую сразу определяются в приоритетах – кого они кредитуют, больше физических или юридических лиц. И к тем, и к другим заёмщикам выдвигают свои требования, чтобы минимизировать возможность невозврата. При этом большинство банков в кредитовании всё-таки отдаёт предпочтение юридическим лицам, концентрируясь на тех 20 процентах клиентов, что приносят 80 процентов прибыли.

– В сфере кредитования наше предпочтение остаётся за корпоративными клиентами, – говорит заместитель председателя правления, директор кредитного департамента банка «Приморье» Наталья Маракова. – На сегодняшний день банком осуществляется инвестиционная поддержка жилищного строительства, предприятий, задействованных в подготовке к форуму АТЭС, активно развивается кредитование бизнеса по направлениям, гарантирующим удовлетворение ежедневных и самых необходимых жизненных потребностей населения (розничные сети, аптеки и т.д.). Поддерживаются предприятия, выполняющие жизнеобеспечивающие функции (электро-, водоснабжение, транспорт и т.д.), а также оборонно-промышленный комплекс и предприятия, реализующие государственные инициативы, принимающие участие в государственных аукционах.

– Политика КМБ-банка в области кредитования за последний год кардинальных изменений не претерпела, – отвечает управляющий Владивостокским филиалом КМБ-банка, директор РЦ «Дальневосточный» Дмитрий Соловец. – Да, несколько повысились ставки по кредитам, и немного изменился подход к оценке залогового обеспечения. В среднем дисконт по залогам вырос приблизительно на десять процентов. Но мы не ограничиваем размер сумм кредитов для предпринимателей. Также неизменными остались сроки, на которые выдаются кредиты. В среднем это до семи лет, а по некоторым продуктам даже и до десяти лет.

Но самым важным остаётся вопрос, что же будет с кредитованием дальше? Когда вернётся былая доступность заёмных средств? Отметим, что при подготовке материала несколько банков отказалось от комментариев по данной теме. Почему – непонятно. Может, решили совсем «завязать» с кредитами?

– Не стоит ожидать значительного оживления кредитного рынка и снижения процентных ставок в ближайшем будущем, – говорит Наталья Маракова. – Банки проводят взвешенную кредитную политику и необходимо понимать, что при растущей экономике, при принятии решения о предоставлении кредита, банки учитывали не только фактическое состояние бизнеса, но и фактор влияния внешней среды. Раньше он был положительным. Сейчас ситуация противоположная, и этот фактор зачастую сдерживает банки от предоставления кредитов. Никто не хочет потерять деньги, лучше недополучить доход. Если финансируется сделка, по которой просматриваются источники погашения, прогнозы по отрасли стабильные, то получить кредит реально.

– На мой взгляд, в скором времени ничего кардинального с кредитованием не произойдет, поскольку большинство банков уже выстроили для себя приемлемую модель осуществления бизнеса в нынешних условиях, – комментирует Дмитрий Соловец. – И есть надежда, что основные индикаторы кредитно-финансового рынка (а это ставка рефинансирования Центробанка и ставка MosPrime) в четвёртом квартале этого года также будут иметь отрицательный тренд. Мы очень надеемся на то, что вскоре активность предпринимателей будет возрастать. Традиционно осенью увеличивается объём кредитов, выданных компаниям.

Зачем нам ставка рефинансирования?

Комментируя упомянутое вначале заявление Владимира Путина, глава Сбербанка Герман Греф отметил, что в ближайшие годы задача по снижению кредитных ставок до шести процентов будет невыполнимой. По мнению бывшего министра экономического развития, для этого должна быть макроэкономическая стабильность, инфляция не больше одного-двух процентов в год, ставка рефинансирования – не 10,5 процента, как сейчас, а два процента. Кроме того, нужно в полной мере обеспечить стабильность национальной валюты и исключить все девальвационные ожидания.

А вот глава Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян считает такую задачу вполне выполнимой, однако, не в ближайшие 6-12 месяцев. При этом банкир отметил, что это явление должно сопровождаться выводом инфляции и ставки рефинансирования из двузначной зоны.
Если инфляция – индикатор очень непредсказуемый и малоуправляемый, то ставку рефинансирования Центробанк России снизил в этом году уже в шестой раз до 10,5 процентов.

Напомним, что это ставка предоставления кредитов Центробанком коммерческим банкам страны. Так вот, логично было бы предположить, что после её снижения пойдут и банковские ставки (но сейчас они находятся на уровне 20 процентов годовых).

– Очередное снижение ставки рефинансирования можно рассматривать как антикризисную меру правительства и призыв коммерческих банков к кредитованию, – говорит Наталья Маракова. – Как известно, в связи с кризисом многими банками были приостановлены программы кредитования физических лиц, в частности, ипотечные и целевые, ужесточились условия кредитования реального сектора, что оказало негативное влияние на развитие экономики.

Поэтому первоочередная задача государства – формирование условий для нормального существования реального сектора, а это, в первую очередь, – доступные инвестиционные ресурсы. Ставка рефинансирования, к сожалению, не влияет на стоимость ресурсов, которая складывается, в том числе и из стоимости депозитов по вкладам, а по этому инструменту значительного снижения не происходит. Однако большинство банков тяжело переносит последствия кризиса и сейчас в большей степени заинтересовано в привлечении средств по депозитам, чем в выдаче кредитов.

– Ставка рефинансирования – это один из каналов получения ресурсов российскими банками, – считает Дмитрий Соловец. – Но, следуя принципу диверсификации, каждый банк стремится создать сбалансированный портфель пассивов, что и позволяет ему предлагать своим клиентам широкий спектр услуг и продуктов. И, кроме того, далеко не каждый российский банк может воспользоваться ресурсами Центробанка, так как здесь имеются ограничения.

Кризис: волна вторая

Между тем, как сообщили в ГУ Банка России по Приморскому краю, действия ЦБ обусловлены положительными изменениями в макроэкономике. Снижение с апреля 2009 года ставки рефинансирования и ставок по операциям Банка России привело к соответствующему уменьшению стоимости краткосрочных заимствований на межбанковском рынке. В августе наметились позитивные сдвиги в кредитной активности банковского сектора, однако, как отмечают в Центробанке, уровень процентных ставок по кредитам для большинства конечных заёмщиков всё равно слишком высок. Почему банкиры не торопятся снижать ставки, ведь предпосылки к этому есть? Может, опасаются второй волны кризиса?

– Судить о том, будет ли вторая волна кризиса, достаточно сложно, – говорит Наталья Марокова. – Несмотря на то, что явных причин для неё в настоящий момент нет, говорить о том, что кризис закончился, рано. Довольно много проблем, как в финансовом, так и в реальном секторе ещё не решено. Другой вопрос – начнется ли рост экономики? Финансовый сектор максимально перестраховывается, аккумулирует ресурсы через привлечение средств на депозиты, ужесточает условия кредитования и не идёт на реструктуризацию долгов заёмщиков. При этом реальный сектор по-прежнему испытывает дефицит ресурсов. Если не начать его кредитование в том объёме и на тот срок, который необходим и достаточен для обеспечения производственного цикла предприятия, реальный сектор будет ещё долго испытывать дефицит ресурсов а, значит, роста экономики не будет.

– Будет ли вторая волна кризиса, сейчас говорить сложно, поскольку это зависит от многих факторов, – соглашается Дмитрий Соловец. – Насколько значительными окажутся темпы падения производства? Как долго у банков хватит сил нести бремя просроченных кредитов? И самое главное – насколько правильные шаги сделают правительство и Центробанк в поддержку финансового сектора России? Приморскому финансовому сектору стоит опасаться своей некоторой зависимости от капитала банков европейской части России. Учитывая периферийность нашего региона, возможны ограничения филиалов банков как в ресурсах, так и в лимитах принятия решений. А вот торговле и производству, я думаю, особо бояться нечего. Ведь в Приморье находится целый ряд здоровых и активных финансовых институтов, которые могут оказать финансовую поддержку предпринимательству.

Автор: Татьяна Куликова Анатольевна