ЕГЭ – дело наживное

Спустя месяц после завершения первого в истории России набора студентов по результатам ЕГЭ настало время подводить итоги абитуриентского марафона. Во вторник во Владивостоке состоялся «круглый стол», посвящённый итогам ЕГЭ-2009 и перспективам ЕГЭ-2010.

24 сент. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2603 от 24 сент. 2009
77803b80a121bd8ad166c7d3bfff021f.jpg

Спустя месяц после завершения первого в истории России набора студентов по результатам ЕГЭ настало время подводить итоги абитуриентского марафона. Во вторник во Владивостоке состоялся «круглый стол», посвящённый итогам ЕГЭ-2009 и перспективам ЕГЭ-2010.

Участвовавшие в нём представители приёмных комиссий при вузах Владивостока констатировали: слова о том, что ЕГЭ избавит будущих студентов от лишней нервотрёпки, повторяемые чиновниками Минобрнауки словно мантры, оказались весьма далеки от реальности. А выпускники школ, получив неограниченную свободу выбора вузов и специальностей, не всегда могли ею правильно воспользоваться.

Знания и экзамены

– По многим школьным предметам, например по химии, которую я преподаю, задания ЕГЭ этого года были очень сложными. Причём знания, необходимые для сдачи частей «В» и «С», даются разве что в школах с углублённым изучением. Два часа химии в неделю едва позволяют освоить учебную программу, в то время как на подготовку к решению заданий ЕГЭ времени не остаётся, – поведала в ходе «круглого стола» Елена Пальгуева, руководитель центра довузовской подготовки Дальрыбвтуза. – И такая ситуация – по большинству ключевых предметов школьной программы. Поэтому всё чаще будущие абитуриенты вынуждены прибегать к услугам репетиторов и подготовительным курсам при вузах.

Впрочем, на будущий год острота этой проблемы спадёт. Как пояснила специалист управления образования администрации Владивостока Людмила Гавриш, сейчас школы города и края перешли на новый учебный план, который даёт возможность выделять дополнительные часы именно для подготовки к экзамену. Кроме того, каждая школа вправе вводить факультативные занятия для подготовки к сдаче ЕГЭ.

– Выпускнику надо не просто готовиться к единому экзамену, а получать глубокие знания. Ребёнок, который ими обладает, справится с любым ЕГЭ, – считает Игорь Божанский, ответственный секретарь приёмной комиссии ДВГУ. – Но очень часто бывает так, что обучение в старших классах подменяется «натаскиванием» на сдачу конкретного экзаменационного теста.
Представители приёмных комиссий сошлись во мнении, что сам по себе тест не страшен, если абитуриент готовился к нему. Тем более что во многих вузах централизованное тестирование уже давно заменило собой «классический» экзамен с билетами и суровым экзаменатором. Отличие от ситуации 2009 года было лишь в том, что прежде результаты теста можно было отдать только в тот вуз, который проводил тестирование. Теперь же у выпускников школ появилась возможность отправлять результаты куда угодно. И абитуриенты использовали этот шанс по максимуму.

Спам от абитуры

Сразу после получения выпускниками школ свидетельств о результатах ЕГЭ приёмные комиссии подверглись настоящему натиску со стороны желающих поскорее стать студентами.

Появившаяся у абитуриентов возможность неограниченного выбора вузов и факультетов привела к массовой рассылке документов «на авось». В большинстве случаев подобным образом поступали ребята с низкой суммой экзаменационных баллов. Они руководствовались принципом «в любой институт, на любую специальность, лишь бы поступить».

– На программы высшего образования в нашем вузе было подано около 11 тысяч заявлений от абитуриентов. Количество документов было таким, что комиссия работала с утра до ночи, – обрисовала ситуацию заместитель директора центра «Абитуриент» ВГУЭС Ольга Дремлюга. – На некоторые специальности экономического блока конкурс был – по 40-50 человек на место. А одна девушка установила своеобразный «рекорд», подав документы сразу на 30 специальностей абсолютно разной направленности. В общем, многие восприняли зачисление в вуз как спортивное состязание.

Как оказалось, аналогичная ситуация наблюдалась в большинстве высших учебных заведений Владивостока. Словно спортсмены-олимпийцы, абитуриенты соревновались в том, у кого выше балл, сильнее нервы, и кто быстрее принесёт оригиналы документов в приёмную комиссию после зачисления.

– До последнего момента сохранялась неопределённость по многим гуманитарным и экономическим специальностям, – констатировал представитель ДВГУ Игорь Божанский. – Имея сумму баллов в районе 240-250, многие из наших абитуриентов параллельно пытались поступить на аналогичные специальности в столичных вузах. И пока они дожидались результатов зачисления там, у нас были проблемы с набором. Парадоксально, но на специальности, где всегда был высокий конкурс, в первую волну почти никого не зачислили.

Проблем не было лишь там, где нужно сдавать требующие личного присутствия экзамены профильной направленности – например, творческий конкурс для будущих журналистов и дизайнеров или нормативы при поступлении на Факультет физкультуры и спорта.
В специализированных вузах ситуация несколько отличалась от остальных.

– В первую очередь у нас были заполнены как раз профильные специальности, такие как «промышленное рыболовство» и «водные биоресурсы», – рассказала Елена Пальгуева, руководитель центра довузовской подготовки Дальрыбвтуза. – Случайных абитуриентов было мало – шли те, кто действительно хочет у нас учиться.

Вообще, представители городских вузов отметили, что в первую очередь заполнялись места на тех специальностях, где всегда были проблемы с набором. Туда целенаправленно шли выпускники с относительно низкими баллами, трезво оценившие свои шансы и не собиравшиеся рисковать.

Сотрудники приёмных комиссий выразили коллективную уверенность в том, что необходима тщательная работа в области профессиональной ориентации школьников – чтобы решение «куда поступать» принималось не в конце 11 класса, а за два-три года до выпускного вечера. Нужны и ограничения по числу вузов, куда можно одновременно подавать документы. По мнению представителей высшей школы, это не ущемит права абитуриентов, а просто заставит их серьёзнее отнестись к выбору факультета. При этом никто из участников круглого стола не взялся судить о том, какими должны быть эти ограничения. В случае непродуманных решений под угрозой может оказаться одно из главных преимуществ ЕГЭ – возможность поступить в самый престижный вуз талантливым ребятам из глубинки.

К слову сказать, приморские вузы пользуются популярностью – абитуриенты съехались практически со всех регионов России, включая Москву. Их родители объясняли необычное решение тем, что с суммой баллов меньше 220 в столице делать нечего, а в Приморье с таким «багажом» можно практически гарантированно поступить в вуз – при этом затраты на содержание студента во Владивостоке будут ниже. Что касается иностранных студентов, то на них ЕГЭ не распространяется вовсе – правила приёма иностранцев каждый вуз устанавливает самостоятельно.

Сессия уравнивает всех

Со льготниками, число которых в этом году почему-то резко увеличилось по всей стране, в разных вузах ситуация обстоит по-разному. Например, в ДВГУ их было не больше, чем в прежние годы, и заявления от таких абитуриентов распределялись равномерно по всем факультетам.

Правда, некоторые льготники всё же подавали заявление сразу на несколько специальностей, хотя им гарантировано поступление на любую – вне зависимости от результатов ЕГЭ. А вот во ВГУЭС льготников было много – в первую очередь на таких специальностях, как «финансы и кредит», «государственное и муниципальное управление», «юриспруденция».

– Конечно, тема это очень чувствительная, но нужно как-то регулировать ситуацию и со льготным зачислением. Бывает очень сложно объяснить обычному абитуриенту с 280 баллами, почему льготник, у которого баллов вдвое меньше, имеет преимущество, – говорит директор центра «Абитуриент» Ольга Дремлюга.

– На мой взгляд, неважно, был ли человек зачислен в вуз по льготе или иным образом, – считает представитель ДВГУ Игорь Божанский. – Первая сессия уравнивает всех вне зависимости от обстоятельств поступления. Есть ещё один выход – вуз имеет право поднять проходной балл для на профильного экзамена.

Подводя итог дискуссии, участники «круглого стола» сошлись во мнении, что возврата к прежней системе вступительных экзаменов уже не будет. А значит, нужно всячески стараться сделать ЕГЭ более удобным, понятным, открытым и предсказуемым. Кстати, правила ЕГЭ-2010 должны быть опубликованы уже через месяц-два, так что у нынешних одиннадцатиклассников будет больше времени на размышления, чем у абитуриентов-2009.

Автор: Записал Александр САЛКОВ