Чёрное лицо флота

50 лет назад высшее руководство СССР решало вопрос о «военно-морских неграх»

23 сент. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2602 от 23 сент. 2009
167c4b2d59af5684d29c224204c858a2.jpg

50 лет назад высшее руководство СССР решало вопрос о «военно-морских неграх»

Негры в Кодорском ущелье

В советские времена самым известным чернокожим Советского Союза был Джим Паттерсон – тот самый мальчик, что сыграл негритёнка в знаменитом фильме «Цирк». Ему было тогда всего два года. Джим был сыном американца Ллойда Паттерсона и художницы Московской киностудии Веры Араловой. Ллойд Паттерсон, маляр по профессии, в Страну Советов приехал 20-летним парнем в 1932 году. Вскоре его как знающего английский язык пригласили работать на радио диктором иновещания. Ллойд Паттерсон был контужен разрывом авиабомбы во время фашистских налётов на Москву и умер в возрасте 32 лет, оставив сиротами трёх мальчишек. Старший Том стал телеоператором. Средний сын Роберт погиб после войны в автомобильной аварии. Младший Джим сначала стал кинозвездой, а потом – офицером-подводником.

После смерти отца он окончил Рижское нахимовское училище, затем – Ленинградское военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола, служил на флоте. Однако молодого офицера влекла... поэзия. Он демобилизовался и окончил Литературный институт имени Горького. В итоге Джим Паттерсон стал автором нескольких книг прозы и поэтических сборников (к слову, писал он на русском языке). Но после начала «перестройки» уехал в США – видимо, потянуло на историческую родину отца...

Это всё присказка, а теперь будет сама сказка. Описанное ниже действительно похоже на вымысел, но подлинный документ хранится в архиве президента России – желающие могут проверить.

Итак, 16 июня 1959 года адмирал флота Советского Союза, член-корреспондент Академии наук СССР Иван Исаков пишет секретную записку в Политбюро ЦК КПСС лично товарищу Хрущёву. Ссылаясь на необычную судьбу Джима Паттерсона, он проявляет несвойственные служебному документу эмоции: «Негр – морской офицер, да ещё подводник! Ясно, что будь десяток таких офицеров – это стало бы кошмаром для американцев, особенно если бы об этом знали негры из южных штатов. К сожалению, Д. Паттерсон демобилизовался. Насколько знаю, у нас есть ещё 1-2 инженера и этим исчерпывается список негров, занимающих нижние командные должности в Советском государстве».

Проявляя недюжинную эрудицию, Исаков (недаром же член-корр!) описывает действительно существовавшие до 20-х годов прошлого века поселения негров в Абхазии с центром в селении Адзюжба в Кодорском ущелье. Прикидывая, что в США проживают 13-14 миллионов негров, которые «почти ничего не знают о Советском Союзе», автор записки высказывает пожелание: «Надо сделать так, чтобы они знали не только о том, что у нас запрещена законом расовая дискриминация, но что они могут пользоваться в СССР всеми правами и привилегиями советского человека, в полном объёме Конституции, вплоть до государственной службы».

Далее адмирал переходит к вполне конкретным практическим предложениям: «Можно ожидать, если повторить опыт с Паттерсоном в широком масштабе и возродить поселения негров в СССР, то это позволит одновременно решить две задачи: автоматической подготовки политически грамотных негров, но главное – даст исключительно сильный пропагандистский эффект. Негр – офицер СССР! Негр – инженер в СССР! Негр – научный работник! Негр – советский или партийный работник! Это через письма, радио и т.д. дойдёт до 13 млн обездоленных и заставит их думать о Советском Союзе как об обетованной земле. Исторический опыт поселений в Адзюжбе и частный опыт с Паттерсоном гарантируют успех этого дела, если за него правильно взяться».

300 Паттерсонов

Далее адмирал предлагает три направления «для подготовки негритянских кадров». Первые два вполне традиционны: поселить «обездоленных» в Абхазии, создав колхоз для выращивания цитрусовых, и в Казахстане (как вариант – в Узбекистане) для развития хлопководства. А вот третий способ оригинален: «Персональный отбор одиночек для техникумов, втузов, военных училищ (для создания интеллигенции, помимо той, которая будет расти по п. 1 и 2)». Всего предлагалось переселить 300-400 человек, из них примерно половину – на «политучёбу». Исаков уточнял и детали: «Необходимо только, чтобы они были родственниками американских негров из южных штатов. Их письма родным и мировая пресса сделают всё остальное». В общем, предлагался эдакий пропагандистский эксперимент.

Адмирал вполне понимал сложность предлагаемого проекта. Он писал: «Способ набора является самой трудной задачей, т.к. непосредственно из США американцы переселяться неграм не позволят. Но я как моряк знаю, что эта задача разрешима». Далее в записке указывается, что безработные негры уезжают из США на заработки в другие страны, а также трудятся «на торговых судах всех наций». Вот именно из этого контингента и предлагалось вербовать их для переселения в СССР. «300 человек, распределённых на весь мир, при осторожности конспирации задача не трудная, т.к. это значит 8-10 человек из отдельной страны и по одному с некоторых судов, – пишет адмирал. – Осуществлять практически может наш Морфлот (но нужны специально подготовленные пропагандисты), только под руководством Комитета госбезопасности».

Ещё одна сложность, по мнению Исакова, – привлечение негритянок. Женский пол он предлагает набирать из прислуги отелей, однако сомневается в другом аспекте, так сказать, морально-эротическом. «Негры-мужчины, переселённые в Советский Союз, будут искать жён среди белых (реакция на многовековой запрет). Однако и эти трудности можно будет преодолеть», – утверждает Исаков, не конкретизируя, однако, способ решения проблемы чёрно-белого выбора. А жаль – интересно было бы узнать мнение флотоводца и на этот счёт... С военно-морской скрупулёзностью адмирал указывает, что «в период вербовки надо проводить максимальную конспирацию», а после принятия неграми советского подданства, наоборот, оповестить об этом событии мировую общественность.

Заканчивая записку, адмирал учитывает пропагандистский эффект этой акции: «Считаю, что предложение имеет смысл, реально для осуществления и вызовет колоссальное беспокойство в США, т.к. в случае успеха мы увеличим армию поборников мира и социализма не на 300 вселенных негров, а на 13-14 млн негров, живущих в Америке, так же как и в Южно-Африканском Союзе». Если бы 50 лет назад, осенью 1959 года, очередной Пленум ЦК КПСС дал ход этому предложению адмирала Исакова и попытался в мировом масштабе повторить «опыт с Паттерсоном», имели бы мы Тихоокеанский флот с чернокожими офицерами и матросами (детьми первых переселенцев). Что, наверное, было бы особенно любопытным во время нынешних заходов американских военных кораблей в порт Владивосток.

Автор: Иван ЕГОРЧЕВ