Мигрантская доля

Проблема трудовой миграции выходцев из стран СНГ в Приморском крае по-прежнему остаётся актуальной: гастарбайтеры не могут предложить квалифицированный труд, зачастую не знают русского языка и пытаются найти работу с помощью поддельных документов.

23 сент. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2602 от 23 сент. 2009
ee87651bf2eb8f09103b375d40c4ad3b.jpg

Проблема трудовой миграции выходцев из стран СНГ в Приморском крае по-прежнему остаётся актуальной: гастарбайтеры не могут предложить квалифицированный труд, зачастую не знают русского языка и пытаются найти работу с помощью поддельных документов.

Узбеки и китайцы впереди

Приморский край из всех регионов России является одним из наиболее привлекательных для трудовых мигрантов. А для выходцев из стран СНГ отсутствие хорошей работы и перспективы найти её, низкие заработки и неудовлетворённость жилищными условиями на родине – факторы, которые заставляют тысячи людей устремляться в нашу страну. Иммиграционные законы Российской Федерации как принимающей страны построены примерно по тем же схемам, что и в других государствах: квотирование, преимущественное право аборигенов на рабочее место, инициатива работодателя и так далее.

По словам специалистов, трудовая миграция – процесс необходимый и необратимый. Ведь в России, как и во всех развитых странах мира, гастарбайтеры решают проблему заполнения рабочих мест, причём непрестижных, невостребованных специальностей, где нет необходимости в квалифицированном труде. Зачастую это строительные и сельскохозяйственные сезонные работы или труд в жилищно-коммунальной сфере. Легальные мигранты занимают те рабочие места, которые не пользуются спросом у российских граждан.

- Представителей интеллигенции среди трудовых мигрантов очень мало: несколько медицинских работников, инженеров и строителей, - перечисляет начальник отдела внешней трудовой миграции УФМС по Приморскому краю Таисия Рожанская. - В Приморье, как и по всей России, существуют определённые проблемы в этом плане. Поскольку наш край приграничный, вполне естественно, что большинство иностранных граждан дальнего зарубежья приезжают к нам из Китайской Народной Республики, Северной и Южной Кореи, Вьетнама. Но китайцы – в первую очередь.

Большинство китайцев въезжают в Приморье не только для того, чтобы торговать, они задействованы в строительном, промышленном и ресторанном бизнесе.
- Межведомственная комиссия, распределяя квоты по странам и числу привлекаемых иностранных граждан, всегда приветствует их участие в ресторанном бизнесе, - говорит Таисия Алексеевна. - Гораздо сложнее дело обстоит с гражданами ближнего зарубежья (безусловным лидером здесь является Узбекистан, из Киргизии, Таджикистана, Казахстана на заработки едут меньше). Как физические лица они получают разрешение на работу, после чего самостоятельно ищут работодателя, который впоследствии присылает нам уведомление, что принял на работу этого гражданина.

Легальные и нелегальные

Процедура легализации трудовых мигрантов достаточно проста: въехав на территорию Российской Федерации, они обязаны в трёхдневный срок в уведомительном порядке (через почту или паспортный стол) встать на миграционный учёт, затем подать заявление на трудоустройство и получить разрешение на работу. Однако не все готовы тратить своё время на посещение миграционной службы.

- Зачем им это делать? Приходить, заполнять какие-то документы, проходить медкомиссию, когда можно легко и просто купить эту карточку, - говорит Таисия Рожанская. – Сейчас участились случаи, когда мы получаем уведомления от работодателей о трудоустройстве определённых мигрантов, проверяем по базе данных и выясняем, что мы этих граждан не оформляли. Вот и получается, что въезжают на территорию края, например, 12 тысяч трудовых мигрантов, а имеют разрешение на работу пять тысяч. Оставшиеся семь тысяч переходят в категорию нелегалов.

В УФМС отмечают, что подделать разрешение на работу (маленький картонный прямоугольник розового цвета с печатью и фотографией) относительно просто, отличить же «липу» от оригинала достаточно проблематично, а порой и невозможно.

- Даже мне не сразу удаётся выявить подделку, - признаётся Таисия Алексеевна. - На сегодняшний день это приобрело пугающие масштабы. Из определённых источников мы узнаём, что в районе Второй Речки граждане, прибывшие из ближнего зарубежья, попросту продают такие карточки, а на Луговой некие коммерческие организации предлагают за определённую плату оформить разрешение на работу. Порой это приводит к плачевному результату.
Когда у таких приезжих, не дождавшихся обещанных документов, заканчиваются срок регистрации и деньги, они отправляются в УФМС.

- Мы ничем не можем им помочь, - говорит Таисия Рожанская. – Они в любом случае должны отправиться на родину.

Без бумажки ты - …

Ради справедливости отметим, что не все трудовые мигранты стремятся обмануть принимающую страну, купив заведомо фальшивые документы, некоторые из них обманываются сами.

- После всех злоключений иностранные граждане приходят к нам и не могут объяснить, почему они доверили оформление своих бумаг абсолютно незнакомым людям. Я думаю, что здесь всё зависит от степени их информированности. Ведь сотрудники коммерческих компаний, занимающихся оформлением документов, встречают прибывших железнодорожным транспортом иностранцев прямо у вагонов, например, на станции Угольная, на вокзале. Человек приехал в чужую страну, а ему предлагают помочь… В Москве на каждой станции метро иностранцам объясняют, что надо обращаться не к каким-то гражданам, а идти в государственные органы, непосредственно занимающиеся оформлением необходимых документов. Кроме того, мигранты не знают, что за услуги посредническим компаниям платят гораздо больше, чем положено: государственная пошлина составляет 1000 рублей.

В итоге многие из приезжих не могут на законных основаниях получить работу и попадают в теневой сектор экономики. Кроме того, нелегалы – объект пристального внимания криминальной среды. Довольно часто они попадают к «чёрным» вербовщикам, зачастую своим же соотечественникам, и работают без оформления трудовых отношений, не могут отстаивать свои права, в том числе и право на выплату заработной платы.

- Часто нелегалы работают в сфере обслуживания, например поварами в различных закусочных. Надо ли говорить, что антисанитария там полнейшая, - продолжает Таисия Рожанская. – Я однажды наблюдала такое зрелище: на Шаморе в одном из так называемых летних кафе сидела узбечка и на ноге выше колена раскатывала лепёшку. Официального разрешения на работу, а значит, и медосмотра у неё не было…

Таисия Алексеевна достаёт из ящика стола внушительную пачку документов, в том числе и медицинские книжки, где подписи, печати, как выясняется, поддельные.

«Афицыан» или разнорабочий?

Вкупе с тем, что потенциальным работодателям собратья по СНГ могут предложить только неквалифицированный труд, довольно часто они абсолютно не знают русского языка. Здесь не идёт речи о правописании, нередко они просто не говорят по-русски. Оттого шанс трудоустроиться уменьшается в разы.

- Мы организовываем курсы, пытаемся обучать мигрантов таким специальностям, как слесарь, столяр, но незнание русского языка не позволяет всем успешно их оканчивать, - говорит Таисия Рожанская. – Тем временем квота на разнорабочих закончилась, и что делать? Те же узбеки нигде не учились, не говорят по-русски и надеялись устроиться разнорабочими. Не обходится и без курьёзов. Недавно в наш отдел приходил парень, в заявлении указал, что будет работать «афицыан». Я поинтересовалась, как он планирует объясняться с клиентами, из-за незнания русского языка юноша не смог связно ответить на этот вопрос. Мигрантам необходима помощь, пока они обживаются на месте. Работа в этом направлении ведётся. В правительстве остро стоит вопрос о создании многофункциональных адаптационных центров, где иностранных граждан будут обучать языку и какой-либо специальности. Раз мы не можем обойтись без привлечения иностранной рабочей силы, а в Приморье это особенно актуально, то такие центры просто необходимы, - уверена Таисия Рожанская.

Автор: Анастасия Эпова Семёновна