Морские ресурсы Дальневосточного бассейна поделили в Москве

Очередное заседание Дальневосточного научно-промыслового совета состоялось в Москве. Представители Приморского и Хабаровского краев, Камчатской, Сахалинской и Магаданской областей, Чукотского и Корякского национальных округов определяли квоты промышленного лова на 1997 год.

21 нояб. 1996 Электронная версия газеты "Владивосток" №26 от 21 нояб. 1996

Очередное заседание Дальневосточного научно-промыслового совета состоялось в Москве. Представители Приморского и Хабаровского краев, Камчатской, Сахалинской и Магаданской областей, Чукотского и Корякского национальных округов определяли квоты промышленного лова на 1997 год.

Как водится, “раздел” биоресурсов проходил в напряженной обстановке. На слуху еще ситуация в Беринговоморской экспедиции, которую в разгар промысла были вынуждены покинуть 37 крупнейших судов из практически всех ведущих рыбохозяйственных организаций Дальнего Востока. В то время, когда из-за выбранных квот российские пароходы “разбежались кто куда”, в нашей экономической зоне продолжали вести лов порядка 40 судов под иностранными флагами - из Китая, Японии, Южной Кореи и Польши. Это вызвало целую бурю гневных радиограмм в адрес президента и правительства РФ, центральных и местных средств массовой информации.

На заседании Дальневосточного научно-промыслового совета подчеркивалось, что межправительственные соглашения не должны ограничивать права российских рыбаков. При всем уважении к заморским коллегам руководители ведущих отраслевых предприятий справедливо поставили вопрос: “Кто в наших водах хозяин?” И почему так называемый “баланс биоресурсов” должен поддерживаться именно за счет российского рыбака?

Тем не менее общая “антимосковская” идея не помешала дальневосточникам едва не передраться между собой. По словам вице-губернатора Федора Новикова, представляющего на совете интересы рыбной промышленности края, каждый участник заседания приехал в Москву “с единственной и вполне понятной целью - отвоевать для своей территории как можно больший размер квот”. Позиция Приморья, где сосредоточены крупнейшие добывающие и перерабатывающие предприятия региона, осталась неизменной: необходимо соблюдать “олимпийскую систему” - кто успел, тот и взял.

По данным пресс-департамента краевой администрации, приморской делегации удалось добиться повышения размера квот по некоторым объектам лова. В частности, на 260,4 тысячи тонн увеличен планируемый промысел минтая. До конца года его вылов должен составить 1 миллион 338 тысяч тонн, и в случае сохранения принципа “олимпийской системы” прогнозируется тот же объем добычи и в 1997 году. С 500 до 1000 тонн увеличена квота на промысел креветки, на 3000 тонн в краевом улове возросла доля трески.

В то же время на 5544 тонны урезаны квоты на добычу камчатского краба. По словам Федора Новикова, это коснулось всех рыбаков Дальнего Востока. Ученые вообще выступают за временный запрет его промысла, поскольку популяция шипастого камчатского краба серьезно подорвана. Рыбаки, считает Федор Новиков, компенсируют потерю за счет вылова других объектов.

Теперь предприятия рыбной промышленности края до 10 декабря должны поделить “добычу” между собой. Спор тоже предполагается серьезный. Затем на основании распределения объектов промысла внутри регионов Госкомитет РФ по рыболовству утвердит приказ “Об утверждении квот промышленного лова водных биоресурсов между пользователями Дальнего Востока”.

Автор: Алексей РАСПУТНЫЙ, “Владивосток”