Бастион классики

На прошедшей недавно в Москве международной выставке-ярмарке президент Российского книжного союза, председатель Счётной палаты Российской Федерации Сергей Степашин заявил, что, несмотря на мировой финансовый кризис, книгоиздание в России продолжает динами

16 сент. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2598 от 16 сент. 2009
adf76b9dcc801fa2216fbdb49421be16.jpg

На прошедшей недавно в Москве международной выставке-ярмарке президент Российского книжного союза, председатель Счётной палаты Российской Федерации Сергей Степашин заявил, что, несмотря на мировой финансовый кризис, книгоиздание в России продолжает динамично развиваться.

Он сообщил, что за восемь месяцев 2009 года в России было выпущено более 80 тысяч наименований книг и брошюр общим тиражом около 470 млн экземпляров. Кроме того, Сергей Степашин заявил, что в последнее время россияне вообще стали больше читать и особенно классическую литературу.

Корреспонденту «В» доводилось бывать на ММКВЯ. Именно в павильонах ярмарки, когда смотришь на очереди к прилавкам с книгами, на сумки и тележки, в которых москвичи и гости столицы увозят купленные тома, может показаться, что с книгоизданием у нас и правда проблем нет. Что пусть не в области балета, но как минимум в области чтения мы остаёмся, как некогда были, «впереди планеты всей». Но царит ли такой же ажиотаж во владивостокских книжных магазинах? Правда ли, что кризис не только не отвратил россиян от покупки книг, но и наоборот – вернул интерес к чтению? И что, правда, резко повысился спрос на классику? С этими вопросами корреспондент «В» прогулялся по магазинам…

– Классику у нас всегда активно спрашивают и покупают, – сказали в одном из магазинов сети «Книжный червь». – По сути, мы не успеваем её на полки выставлять. Пожалуй, это единственный товар, на который всегда устойчивый спрос.

По словам работников магазина, нельзя сказать, что в последние месяцы классику стали покупать как-то особенно сильно – ни снижения спроса, ни увеличения не отмечается. А вот другие издания, особенно подарочные, покупают реже. Книги вообще стали дороже, не все могут позволить себе купить больше одной за раз…

Чтобы привлечь покупателя, книжные сети проводят распродажи, но снизить цены на новинки невозможно – а именно новинками интересуются покупатели. Сами продавцы считают, что работа в книжном магазине даёт возможность читать книги свободнее и чаще – ведь покупать их не обязательно…

В магазинах сети «Топ-Книга» также отмечают, что кризис не вызвал прилива покупателей. Но и резкого, критичного снижения не фиксируют. В одном из интервью, опубликованных на сайте сети, директор компании Георгий Лямин говорил: «Я бы отметил такой фактор макросреды, как изменение потребительского поведения в кризисные периоды. Мне кажется, что мы столкнёмся с ростом интереса к книге относительно прошлых лет, когда мы наблюдали постоянное снижение этого интереса… я оптимист и убеждён, что отрасль в состоянии преодолеть кризисные явления… И это невзирая на весь тот шум, страхи и некоторое падение спроса, которое мы сейчас наблюдаем».

Политика издательств в период кризиса – один из важных факторов, влияющих на рост или падение спроса на книги. Как отмечают аналитики, в этом году (и это показала в том числе Московская международная книжная ярмарка) ведущие издательства сделали ставку на авторов надёжных, «раскрученных» и попридержали или отложили выход в свет произведений дебютантов, ведь неизвестно, станут покупать их произведения или нет, а на такие имена, как Прилепин, Акунин, Рубина, Доноцва, Маринина, Лукьяненко, всегда покупатель найдётся. Поэтому в целом книг стали выпускать немного меньше, и эта тенденция отмечалась ещё в прошлом году.

– Читать больше владивостокцы не стали, – рассказал корреспонденту «В» владелец небольшого книжного прилавка в ПромстройНИИпроекте, – и вряд ли мы когда-нибудь будем наблюдать очереди за книгами. Ко мне ходят в основном постоянные покупатели, для которых я привожу книги из Москвы немного дешевле. Есть ещё и те, кто не может найти на прилавках наших магазинов какое-то издание, и это тоже очевидная тенденция – во Владивосток привозят далеко не всё, что издаётся в Москве (корреспондент «В» может только согласиться с собеседником – будучи на ММКВЯ, я изумлялась тому, сколько, например, печатается качественной детской литературы, которой на полках магазинов Владивостока просто нет. – Прим.авт.). Такие покупатели также оставляют мне заказы, это проще и дешевле, чем заказ через Интернет. Вот эти две категории покупателей и позволяют более или менее оставаться на плаву, хотя, конечно, сегодня я заказываю и привожу книг меньше – и в смысле количества экземпляров, и в смысле ассортимента.

С другой стороны, читающих людей не так уж мало, и это согревает душу. К моему прилавку приходят и случайные покупатели, и далеко не все спрашивают очередного раскрученного автора. Это вселяет оптимизм, пусть и робкий.

Автор: Лидия ИВАНОВА