Вуду – не Вуду
О древних традициях Чёрного континента нам известно немного, но теперь появилась возможность приоткрыть завесу тайны.
О древних традициях Чёрного континента нам известно немного, но теперь появилась возможность приоткрыть завесу тайны.
Вчера во владивостокском Дворце железнодорожников открылась необычная выставка – «Магические лики Африки».
– Мы прибыли накануне и целый день монтировали экспозицию, – рассказал конголезец Марселин Илоя. – Это древние африканские маски и фигурки, участвовавшие в XIX-XX веке прошлого века в ритуалах Вуду (на языке народности фон Бенин – означает «бог», «дух»).
Он привёз часть собственной коллекции, в которой собраны артефакты из таких стран, как Чад, Мавритания, Конго, Судан, Заир, Берег Слоновой кости, Камерун, Габон, Синегал… В этот раз Марселин решил разнообразить свой визит и порадовать своих знакомых, друзей и гостей необычными экспонатами, которые собирал более 20 лет.
Принято считать, что маски и скульптуры Вуду обладают мощной энергетикой и необыкновенной силой. Одни используют для устрашения врага, а другие – для посвящения в совершеннолетие. Среди них и такие, которые помещают над входом в жилище, чтобы его не беспокоила нечистая сила.
– Марселин, откуда у вас эти раритетные вещи?
– Любое дело стоит начинать с любви, а я безгранично обязан своему народу. Среди этого собрания есть и такие экземпляры, которые использовали и до сих пор обращаются к ним мои земляки. Это моё детище, и я всех их люблю одинаково. Вот – покровитель охотников. В Африке мужчины поклоняются именно этому идолу, который приносит удачу. Вы посмотрите, насколько величественен тот, кто всегда одерживает верх. Он уверен в своей победе, и поза этого молодого безоружного человека, который сложил руки за голову, подтверждает сказанное. Под левой ногой у него поверженный дракон. Женщины поклоняются своим магическим статуям, которые помогают в продолжении рода племени. Есть и такие экземпляры, которые призваны устрашать неприятеля или, как Легба – дух дверей, охраняют покой дома.
Во все эти предметы вложена глубокая философия. Чтобы понять искусство Африки, следует прочитать книги историка и исследователя Ладисласа Сеги. Он подробно рассказывает о самобытной культуре народов Чёрного континента.
– В последнее время появился нездоровый интерес к приобретению культовых вещей – скульптур и масок. А они могут нарушить атмосферу дома или накликать беду?
– Я считаю, что человек осознанно приобретает такие предметы, и его сознание находится в гармонии с энергетикой вещи. Их присутствие в доме можно сравнить с воздействием иконы. Она же приносит удачу? Точно так же и маски.
– А как обстоят дела в вашем доме? Вы же не станете отрицать, что все эти предметы окружены определённой аурой?
– Я с ними живу в гармонии. У меня более полусотни таких изделий, и здесь представлена только часть их. Кроме традиционных масок я увлекаюсь старинными вещами из бронзы XVI–XVIII веков, и уже собрана богатая коллекция со всех уголков мира. Раньше я много путешествовал, но в последнее время передвигаюсь меньше и пока только по России. Кстати, эту коллекцию я поставил на самолёте. Идолы охраняли наш перелёт, да и сами перенесли его нормально.
– Вы неплохо говорите по-русски, а где осваивали язык?
– Я живу в России и, естественно, должен говорить на русском. Мой дом в Подмосковье, в Орехово-Зуево, где осталась моя жена – россиянка.
– А сколько принято у африканцев иметь детей?
– Ровно столько, сколько можешь прокормить. Но пока их двое. Мало, – улыбается он.
Помимо выставки, посвящённой африканским статуэткам и маскам, Марселин привёз традиционные самоцветы, которые путешествуют из города в город по всей России.
– В отличие от самоцветов, которые для вас уже не новость, здесь представлены камни в натуральную величину, и человек может насладиться их природной красотой.
– А на ваш взгляд, какой из них по-настоящему уникальный?
– Для меня все вещи раритетные. Например, большая друза из аметиста, которых в стране всего три экземпляра. Этот природный камень создан для украшения. Стоит он 86 тысяч рублей. Или другая вещь из того же аметиста, которой не может похвастать ни один музей мира.
– А почему она выполнена в форме усечённого снаряда?
– Сама природа создала её, а мастера просто внесли акцент и оттенили фон. Стоит такой уникум – 120 тысяч рублей.
– Почему вы стали заниматься именно самоцветами?
– Когда я учился в Конго, то мои соседи обрабатывали камни. У них были свои мастерские по огранке, и во время каникул я приходил к ним, чтобы усовершенствовать технику резьбы. После окончания института работал врачом, но вскоре понял, что в России на такую зарплату не прокормиться, и решил заняться бизнесом.
Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА