Паспорта и швабры врозь

Региональный отдел Дальневосточного территориального управления Росграницы появился во Владивостоке. Руководить обустройством приморских пограничных пунктов пропуска назначен Олег Иванов, работавший прежде помощником руководителя ДВТУ Росграницы.

8 сент. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2593 от 8 сент. 2009
9cb2e5d19eec615de3e6931e39643c1d.jpg


Региональный отдел Дальневосточного территориального управления Росграницы появился во Владивостоке. Руководить обустройством приморских пограничных пунктов пропуска назначен Олег Иванов, работавший прежде помощником руководителя ДВТУ Росграницы.

Официальный сайт ведомства сообщил, что основной задачей отдела является «обустройство пунктов пропуска, задействованных в подготовке и проведении саммита АТЭС 2012 года». Как стало известно «В», пока у владивостокского представительства нет собственного офиса, под него лишь облюбовано здание на улице Комсомольской.

Федеральное агентство по обустройству границы РФ появилось в 2007 году. Чуть позже в Хабаровске было создано его территориальное подразделение. Суть нововведения объяснена в указе экс-президента России Владимира Путина: ведомство должно избавить пограничников, таможенников и прочие «приграничные госструктуры» от хозяйственных проблем на вверенном им участке. Словом, дело пограничника – паспорта туристов проверять, а не пограничные столбы и стены КПП красить. Впрочем, новое федеральное агентство ответственно не только за обустройство, но и за ежедневное содержание пунктов пропуска. За два года работы в стенах агентства родились их типовые проекты, которые уже работают на границе России с Европой.
Но, как полагают эксперты, на Дальнем Востоке, и в Приморье в частности, у ведомства хлопот будет больше. Дело даже не в протяжённости границы и обилии пунктов пропуска (65 пунктов в Дальневосточном федеральном округе. – Прим. авт.).

Граница и переходы, которые существуют, строились с одной целью – защиты государства и не приспособлены для объёмной международной торговли и туризма. Тот, кто хоть раз ездил в Суйфэньхэ через автомобильный пункт пропуска в посёлке Пограничном, хорошо представляет утомительные очереди у таможенных стоек, два пропускных окна у пограничников и тщетные поиски скамеечки и клозета. А ведь пограничный пост – это визитная карточка любой уважающей себя страны. Сейчас не самые светлые воспоминания от рубежей Отчизны оставляют дороги к затерянным в сопках погранпереходам, обшарпанные стены зданий и просто немытый пол.

– Созданное ведомство родит на границе инфраструктуру нового качества, которая ускорит процесс прохождения груза и людей через границу, – уверен директор Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаил Терский. – Свежи воспоминания, когда на приморской границе машины ждали досмотра и оформления почти сутки. При нынешней инфраструктуре пограничных переходов создать нормальные условия для работы пограничников и таможенников невозможно, не говоря об особых условиях и преференциях для живущих в этой особой экономической зоне людей.

Местные автопереходы, через которые сравнительно недавно пошёл туристический поток, построены в 90-е годы прошлого века за счёт частного бизнеса, который руководствовался собственными потребностями при планировании помещений и обустройстве инфраструктуры.
– Непонятно, на каких основаниях государству перейдут здания, построенные на частные деньги: как и кем они будут оцениваться, станут ли их выкупать, брать в аренду, решит ли государство выплачивать компенсации и т.д., – рассуждает Михаил Терский. – Новому ведомству предстоит осилить огромный объём работы, и это дело не одного года.

В Пограничном управлении, ФГУ «Администрация морского порта Владивосток» и Дальневосточном таможенном управлении (ДВТУ) взаимоотношения с новой госструктурой не комментируют. Дело даже не в закрытости информации, а в том, что пока и у экспертов, и у представителей служб, вовлечённых в процесс переобустройства, вопросов больше, чем ответов. Известно, что минувшим летом в Приморье работала комиссия Федерального агентства по обустройству госграницы России. Гости изучали организацию работы пунктов пропуска, взаимодействие таможенников, пограничников, ветеринарной службы, Роспотребнадзора и т.д. А следом глава Дальневосточного территориального управления Росграницы Виктор Елютин встречался с руководителем ДВТУ Сергеем Пашко.

Как сообщил источник «В» в ДВТУ, невольных нестыковок и недоразумений всплыла масса. К примеру, у наших пунктов пропуска нет специальных паспортов, согласно которым государство выделяло бы им средства на переобустройство, а у города до сих пор нет морского международного пункта пропуска, хотя Владивосток был провозглашён международным портом ещё экс-президентом Борисом Ельциным. Обилие собственников причалов по берегам бухты Золотой Рог привело к ещё одному казусу: каждый из них заявил себя самостоятельным пунктом пропуска, способным принимать грузы и людей.

Очевидно, уже на месте представителям ведомства стало понятно, что три тысячи километров границы с Китаем, разнообразие переходов и изрядное количество арендаторов причальных стенок – дело нешуточное. И в типичный проект, опробованный на границе с Европой, наши морские, речные, автомобильные и железнодорожные переходы не вместить. Посему сейчас прорабатывается вопрос о создании регионального ситуационного центра в ДВФО, в который будет стекаться полная информация о системе пропуска через госграницу в Дальневосточном регионе.

Автор: Сергей Абарок Александрович