Не по-детски
Вчера почти для пяти тысяч владивостокских малышей прозвенел первый школьный звонок. Для многих из них этот год будет самым трудным. Им надо будет привыкнуть жить по новым правилам и в новом окружении. Помочь детям без потерь и срывов пережить это время в
Вчера почти для пяти тысяч владивостокских малышей прозвенел первый школьный звонок. Для многих из них этот год будет самым трудным. Им надо будет привыкнуть жить по новым правилам и в новом окружении. Помочь детям без потерь и срывов пережить это время вполне по силам заботливым родителям.
Психологи уверены – основа успешности (или неуспешности) ребёнка в школе в большинстве случаев закладывается в первом классе. И дело не только в азах математики или русского языка, а в том, научится ли малыш учиться.
Культ личностиВечером 1 сентября первоклассник Илья неожиданно для родителей улёгся спать ровно в девять вечера. Родители были поражены: обычно мальчишку приходилось долго уговаривать. А тут…
- Много впечатлений, устал, - мама нежно погладила сына по вихрастой макушке.
Следующим вечером история повторилась. Когда ребёнок улёгся спать в девять часов субботним вечером, не досмотрев даже любимые мультики, мама встревожилась и утром вызвала сына «на разговор».
- Марья Ивановна сказала, что школьник должен соблюдать режим дня и ложиться спать в девять вечера! – объяснил Илья.
Учительница своим пока ещё непререкаемым авторитетом сделала то, чего родители долго не могли добиться.
В подобных случаях психологи советуют не дать ревности одержать верх над разумом, а попробовать сформировать у ребёнка объективный взгляд.
При этом не стоит «перегибать палку» - например, делать в адрес учительницы едкие замечания: «Да что она понимает!», «Кто она такая!».
- С педагогом важно найти контакт, - считает доцент кафедры педагогики и психологии развития Гуманитарного института МГУ им. Невельского кандидат психологических наук Елена Ушакова.
Бывают случаи, когда родители идут на конфликт с преподавателем, считая, что он незаслуженно занижает оценки, предвзято относится к ребёнку.
Но практика работы психологов с такими случаями показывает, что часто родители надумывают проблемы, проецируя тревоги и трудности собственного детства на происходящее с сыном или дочерью.
- В этом случае надо тщательно проанализировать происходящее, опираясь на факты, а не на чувства, - советует психолог.
Закружили…- После школы в понедельник, среду, пятницу – карате. Во вторник, четверг, субботу – плавание. Три раза в неделю – занятия в «художке», четыре раза – скрипка и, конечно, занятия английским. Без языка сейчас никуда. Репетитор к нам ходит два раза в неделю, - с энтузиазмом перечисляет мама семилетнего Саши. – Недавно начали на теннис ходить. Вдруг он будущий Сафин? Будешь ходить?
В ответ ребёнок безвольно кивает головой.
В своём стремлении сделать из ребёнка «гармонично развитую личность» мама забыла о и здоровье, и о самой личности сына. Он не высыпался, постоянно хандрил, быстро уставал, жаловался на головные боли. Диагноз врачей – «синдром хронической усталости» женщину удивил.
Сейчас Саша во втором классе. В его расписании остались только карате и скрипка.
По нормам первоклассник должен спать 12 часов, три часа – проводить на улице, а за полчаса-час успевать делать домашние задания.
Однако нагрузки современных школьников иногда такие, что 12 часов у них на сон просто нет.
Другой вариант – когда ребёнок сам хочет успеть всё и сразу.
- Скачет с кружка в кружок, - жалуется мама Насти, - две недели на ИЗО, месяц на музыку, месяц на айкидо, я уж и не упомню, куда она ходила…
В общем-то ничего плохого в таком разбросе интересов нет. Ребёнок ищет то, что ему действительно интересно, к чему он сумел бы приложить силы. Другое дело, что в такой бешеной гонке ни сам школьник, ни его родители не успевают понять, есть ли у него склонность к данному виду деятельности, смог ли бы он преуспеть в ней.
- Попробуйте договориться с ребёнком, - советует Елена Ушакова. – Предложите ему походить в кружок или секцию три месяца, а потом вместе оцените, чего он добился. Прогресс в занятиях поможет ему определиться.
Волшебный сундучок- Что же у тебя там? Кирпичи? – возле школы мама, встречающая своего отпрыска, заботливо снимает с плеч ранец.
И действительно, что у него там?
…Школьные учебники, часть которых сегодня вовсе была не нужна, пенал, в котором нет ни одной ручки, раздавленный бутерброд, мягкая игрушка…
Ребёнок должен освоить пространство своего портфеля в совершенстве. Чтобы не тратить половину урока на поиск нужной вещи, он должен знать, в каком отделении и под каким замком прячутся учебники, тетради, карандаши и ручки. Лучше всего, если он сам положит их туда. Сначала – под чутким родительским руководством, потом – самостоятельно.
Многие первоклашки кладут в свои рюкзачки детские игрушки. Мамы в таких случаях бьют тревогу, пытаются пристыдить новоиспечённого ученика, отобрать плюшевую поддержку.
Именно поддержку – вместе с мишкой или зайкой ребёнок как бы приносит с собой часть дома, семьи, привычную дружелюбную обстановку. Игрушка помогает ему адаптироваться в новой обстановке.
К середине или концу учебного года желание носить с собой игрушку пропадает само собой. Если нет – родителям стоит задуматься. Возможно, у их ученика в школе не всё в порядке. Стоит поговорить об этом с учительницей или со школьным психологом.
И ещё один универсальный совет – хвалите своего «первочка» почаще. За любые успехи и достижения…
Автор: Анна Бондаренко Валерьевна