На “Прогрессе” наконец закончилось межвластие

Почти 4-месячное межвластие - с момента отъезда Юрия Бодни в Москву и его последующего увольнения с поста генерального директора - на арсеньевском “Прогрессе” завершилось. 10 ноября внеочередное собрание акционеров авиакомпании на безальтернативной основе избрало новым руководителем предприятия бывшего заместителя генерального директора по вопросам экономики Виктора Печенкина.

13 нояб. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №259 от 13 нояб. 1997

Почти 4-месячное межвластие - с момента отъезда Юрия Бодни в Москву и его последующего увольнения с поста генерального директора - на арсеньевском “Прогрессе” завершилось. 10 ноября внеочередное собрание акционеров авиакомпании на безальтернативной основе избрало новым руководителем предприятия бывшего заместителя генерального директора по вопросам экономики Виктора Печенкина.

В столь сложной и взрывоопасной обстановке еще не проходил ни один форум заводского значения. Его началу предшествовал полуторатысячный митинг у стен конференц-зала бастующих с июня авиастроителей. А в момент его проведения руководство профкома и стачкома встретилось с Александром Смирновым - работником Минэкономики России, заместителем начальника отдела департамента авиакосмической промышленности. Именно он представляет на “Прогрессе” интересы государства, имеющего здесь контрольный пакет акций. Цели и митинга, и встречи пересекались и имели одну направленность: оказать давление на главного акционера предприятия, чтобы наконец в руководство авиакомпании попали действительно достойные люди. Их список в конечном счете и был передан А. Смирнову. Трудовой коллектив потребовал полной отставки действовавшего до сих пор совета директоров, которому инкриминировались бездействие как в поисках выхода из критической ситуации на предприятии, так и в растранжиривании их бывшим шефом бюджетных и заводских средств более чем на 2 млрд. рублей. Этот вердикт наконец официально вынесла Счетная палата Российской Федерации, работавшая на предприятии еще 4 месяца назад и 29 октября передавшая соответствующие документы в Генеральную прокуратуру. Как было сообщено на собрании, прокуратурой уже возбуждено уголовное дело в отношении Юрия Бодни по ст. 201 УК РФ - за злоупотребление служебным положением, повлекшее нанесение значительного материального ущерба государству.

Стоит напомнить, что еще в июне на годовом собрании акционеров “Прогресса” многочисленные высокопоставленные гости из Москвы чуть ли не пели дифирамбы бывшему генеральному, отмечая в нем способности талантливого менеджера. Москва также позволила уволиться Ю. Бодне “чисто” - по обоюдному согласию с заводским советом директоров, тогда как профком требовал его увольнения по 29-й статье КЗоТа. В общем, у трудового коллектива к посланцу государства были вопросы. И лидеры профсоюза, забастовочного комитета, понимая, что на этом собрании все зависит лишь от одного Александра Смирнова, пошли ва-банк.

Дрогнуло ли от этого министерство экономики с его департаментом авиакосмической промышленности, имел ли представитель государства идентичное мнение, но прежний совет директоров “Прогресса” в итоге голосований рухнул вместе со своим председателем Виталием Барановым и, естественно, с Юрием Бодней. Однако Александр Смирнов попутно “утопил” и одного из главных кандидатов в высший заводской орган - мэра Арсеньева и предшественника Бодни на посту генерального директора Виктора Манойленко. Несмотря на то, что он был внесен в список желательных членов совета директоров трудовым коллективом авиакомпании.

Само же собрание проходило спокойно. При минимальном кворуме, свидетельствующем почти о полной утрате пакета акций заводчанами, продавшими их во время недавней массированной атаки дилеров многочисленных скупочных контор во спасение от голода. И, при отсутствии новых истинных хозяев “Прогресса”, пока, видимо, еще только оценивающих ситуацию и не спешащих подать свой законный голос. В программной речи единственный претендент (кому нужны развалины фирмы, от которой сегодня осталось не более чем имя?) на пост генерального Виктор Печенкин обозначил основное направление деятельности нового руководства авиакомпании - ориентацию на иностранного заказчика. Ведь по сути родное государство отказалось от закупок отечественных вооружений из-за бедности казны, а новая военная доктрина не оставляет “Прогрессу” никаких шансов на сколь-нибудь стоящий госзаказ. Еще один шаг к инвестициям и оживлению производства - участие в создающемся под эгидой государства вертолетостроительном концерне, который, видимо, возглавит генеральный конструктор фирмы Камова Сергей Михеев. Это - хоть небольшая, но гарантия серийного производства “Черных акул” и “Аллигаторов”. Будет продолжена борьба за поставки на внутренний рынок гражданского вертолета “Ми-34С”.

Все это - стратегические пути выживания предприятия и сохранения им своего авиационного профиля. Что же касается тактических моментов деятельности новой администрации, то нынешний генеральный директор выделил 3 момента:

- Это создание совместных, с зарубежными партнерами, производств, сдача в аренду заводских помещений и организация загрузки работников предприятия по трудовым соглашениям. Не обеспеченным сегодня работой незачем ходить на завод - им просто следует создать социальную “крышу”.

Он привел следующие цифры. Выходя на рабочие места ради “восьмерок”, авиастроители заработали всего лишь 10 процентов от той суммы, которая им начислена бухгалтерией. Другими словами, они уже 2 года ходят на завод, ничего не производя. В итоге государство “Прогрессу” к настоящему времени ничего не должно по изделиям госзаказа, тогда как долг по зарплате исчисляется многими десятками миллиардов рублей.

В. Печенкин отметил, что виновных в сложившейся ситуации он искать не намерен, а займется решением названных проблем, призвав к тому же и других. Он также заявил, что покончит с конфронтацией между руководством города и авиакомпании, в которую втянуты тысячи арсеньевцев и которая вредит общему делу.

Итак, на “Прогрессе” новый совет директоров, куда вошел и Сергей Михеев, главный герой недавнего подмосковного международного авиакосмического салона “МАКС-97” с разработанным в его ОКБ сенсационным “Аллигатором”. Представителей непосредственно трудового коллектива в нем по-прежнему нет. 4 из 7 членов совета не являются работниками авиакомпании. На вопрос, хорошо это или плохо, сегодня ответить сложно, потому что завод в такой финансовой коме, из которой, кажется, неспособны вывести его даже лучшие доктора современной экономики. Да, есть у них и точный диагноз болезни, и рецептура лекарств - но нет самих лекарств. И не предвидится.

Не случайно сами заводчане расценивают недавний визит на “Прогресс” первого заместителя министра обороны России Николая Михайлова как бесполезный для них, а документы, выработанные здесь с его участием, - не более как протокол намерений. Не исключено, что уже в ближайшее время ряды городских безработных пополнят новые сотни авиастроителей - вот это гораздо реальнее.