Учиться, учиться и учиться
В преддверии Дня знаний в музее Арсеньева открылась небольшая по масштабу выставка «Мы все учились». В экспозиции представлены школьные принадлежности 1903 – 1980 годов и личные вещи двух заслуженных учителей страны, родившихся в Приморском крае: Николая
В преддверии Дня знаний в музее Арсеньева открылась небольшая по масштабу выставка «Мы все учились». В экспозиции представлены школьные принадлежности 1903 – 1980 годов и личные вещи двух заслуженных учителей страны, родившихся в Приморском крае: Николая Дубинина и Марии Пуцилло.
Здесь можно увидеть старинные учебники с дневниками, пеналы, чернильницы, логарифмические линейки. Многие представители старшего поколения, подойдя к витринам, узнают представленные там экспонаты из фонда музея.
– А у меня была такая чернильница-непроливайка, – рассказывает своей дочери одна из посетительниц музея. – Более удобная, нежели обычная, особенно стеклянная, чтобы видно было, сколько чернил лить надо. Только, несмотря на название, чернила из неё всё-таки выливались. Особенно если портфель нёс неаккуратно. Поэтому оставляли чернильницы в классах. А мальчишки иногда хулиганили и бросали в чернила муху. Из-за этого по бумаге расползалась клякса. Приходилось переписывать – заставляли. Чистописание вообще было целой наукой. Набранных пером чернил не на всё слово хватало. Вначале перо пишет хорошо, густо, а потом совсем слабо. Когда я училась в старших классах, появились перьевые авторучки. Теперь перо не надо было макать в чернильницу, достаточно было заправить дома. Но иногда, бывало, второпях забудешь, придёшь в класс, а писать нечем! А если чернил набрать сверх нормы, то ручки эти текли. Долго не вводили обычные шариковые ручки. Считалось, что они портят почерк.
– А если сравнить правила в сегодняшних школах и тридцатилетней давности, в эпоху советской власти, сильно заметна разница? – подключается к диалогу стоявший рядом школьник.
– Да. Когда я училась, нельзя было носить капроновые колготки. И каблуки, даже маленькие. Приходить нужно было обязательно в форме, причём зимой свитер на форму нельзя было надевать. Разрешалось только поддеть какую-нибудь тоненькую кофту или футболку.
А ещё до этого, в начале прошлого века, во Владивостоке были две гимназии – городская и министерская. Существовало два вида форм: зелёная и коричневая. И все знали, в какой гимназии учится та или иная девушка. Гимназистки не должны были носить украшения, высокие каблуки, посещать театры.
Изучали в тех гимназиях слово божье, немецкий, французский языки, рукоделие, кулинарное дело, педагогику. Вот всё, что я знаю о тех далёких временах, – улыбается женщина.
Из прошлого века осталось не так уж много вещей. Однако старинный алфавит, уже не употребляемые правила орфографии, пожелтевшие и выгоревшие страницы лучше всего передадут школьную обстановку дореволюционных и советских времён. И ребятам-школьникам, и взрослым будет интересно перелистнуть страницы истории, что-то узнать, а может быть, и вспомнить.
Автор: Ольга ЮДИНА