«Тихие воды глубоки»
Основной сценария картины стал знаменитый роман «Шахта» приморского писателя Александра Плетнёва. Экранная жизнь у этой кинокартины была недолгой, и ныне она прочно забыта. Но накануне очередного Дня кино, а также 76-летия Александра Никитича Плетнёва и Д
Основной сценария картины стал знаменитый роман «Шахта» приморского писателя Александра Плетнёва. Экранная жизнь у этой кинокартины была недолгой, и ныне она прочно забыта. Но накануне очередного Дня кино, а также 76-летия Александра Никитича Плетнёва и Дня шахтёра, которые отмечаются соответственно 27, 28 и 30 августа, впору вспомнить о событиях 25-летней давности, связанных с этим фильмом и с его «первоисточником».
Фильм как награда за трудРоман «Шахта», действие которого разворачивается на одной из шахт Приморья, был выпущен издательством «Молодая гвардия» в 1980 году, а в 1981 году был опубликован в «Роман-газете» огромным по нынешним временам тиражом – 2 млн 540 тыс. экземпляров! «Шахта» - первое крупное произведение 47-летнего прозаика Александра Плетнёва, на счету которого уже имелись сборники рассказов и повестей «Чтоб жил и помнил», «Дивное дело», «Когда улетают журавли», заставившие обратить внимание на их автора, бывшего шахтёра, как на явление в отечественной литературе. Но именно «Шахта», удостоенная Всесоюзной премии имени Николая Островского, учреждённой СП СССР, и премии ВЦСПС, сделала Александра Плетнёва известным не только в Советском Союзе, но и за рубежом: роман был переведён на несколько иностранных языков. Впоследствии Плетнёв будет награждён орденом Дружбы народов «за вклад в развитие русской литературы».
Киношники, естественно, не могли пройти мимо произведения о рабочем классе, «имевшего большой общественный резонанс». Первый десант Четвёртого творческого объединения киностудии «Мосфильм» во главе с будущим режиссёром картины Олегом Никитиным высадился в аэропорту Владивосток ранней весной 1983 года. Вместе с ним прилетели директор кинофильма Мария Захарова, главный оператор Щелкоперов и художник Геннадий Мясников. Цель их визита - определить и подготовить место для съёмки картины. Через некоторое время в Приморье прибыли исполнители главных ролей Анатолий Васильев (по фильму - Михаил Свешнев), Галина Польских (Валентина, жена Свешнева) и другие актёры.
Интересно, что Анатолий Васильев и Галина Польских попали в картину по настоянию Александра Плетнёва. Режиссёр предлагал на роли главных героев более именитых актёров, например, на роль Валентины пробовались Нонна Мордюкова и Людмила Хитяева. Но автор романа отверг «звёздных» актрис.
- Весть о создании фильма о шахте, о нелёгком труде горняков быстро облетела весь край. О нём заговорили в шахтёрских городах и рабочих посёлках. Народ воспринял идею съёмок «шахтёрского» фильма именно в Приморье с большим интересом и даже с гордостью. Ведь после кинофильма «Большая жизнь» больше художественных фильмов о шахтёрах в стране не снимали. А тут съёмки в Приморье! Это было событие союзного масштаба! Люди отнеслись к выбору места съёмок фильма о шахтёрах как к заслуженной награде за свой нелёгкий труд. Так думал я, так думали многие, - рассказал корреспонденту «В» консультант фильма, бывший директор по кадрам и быту производственного объединения «Приморскуголь», а ныне пенсионер Алексей Фёдорович Свистунов.
Почему «Корни», а не «Шахта»?К съёмкам картины о шахтёрах с рабочим названием «Корни» мосфильмовцы приступили весной 1984 года. «Корни» снимали во Владивостоке на ж/д вокзале, в Артёме, где жил герой фильма, на шахте «Приморская», где он работал, в посёлке Углекаменск на шахте «Северная» и в посёлке Монакино на шахте «Центральная».
Чтобы добиться реальности, съёмочная группа спускалась в действующие выработки. Перед каждым спуском с артистами и техперсоналом проводился инструктаж по ТБ. Как рассказал «В» Алексей Свистунов, киношники, впервые спустившись в лаву, вели себя как опытные горняки. Поэтому никаких ЧП во время съёмок не произошло.
Съёмки проходили по графику, и, на первый взгляд, всё было благополучно. Между тем, по словам Алексея Свистунова, обстановка в киногруппе «была какая-то настороженная, недосказанная, точнее, внутренне противоречивая на всех её ступеньках: трудовой, общественной и партийной жизни».
- Смельчаки говорили Никитину: «Если сюжет слабый, прекратите съёмки. Если в работе есть недостатки, подскажите, как их устранить». Но работа продолжалась по инерции, без огонька, и создавалось впечатление, что режиссёр смирился с будущим провалом фильма. А народ ждал и верил в хороший исход новой «Большой жизни». Так люди между собой называли «Корни», - вспоминает Алексей Фёдорович.
Примечательный факт: автор романа «Шахта» Александр Плетнёв не приезжал на места съёмок и даже не встречался со съёмочной группой и сценаристом. Что для всех, в том числе и местных жителей, было очень странно: писатель ещё не так давно, до переезда в Омск, жил в Артёме - там, где шла работа над «Корнями». И где его по сей день считают своим.
Однажды после съёмочного дня на творческой встрече артистов с энергетиками Партизанской ТЭЦ, шахтёрами и местными жителями в ДК посёлка Лозового граждане поинтересовались у создателей фильма, почему картина называется «Корни»?
- «Шахта» - это нам понятно, а «Корни» - нет. Ведь родители главного героя не шахтёры, и сам он не коренной приморец, - недоумевали «аборигены». В ответ режиссёр пафосно рассказал об идеологической направленности своей картины, о рабочих династиях и о глубоком философском смысле, заложенном в её названии. Короче, вразумительного объяснения шахтёры так и не услышали.
К пьесе «Шахта» не имею никакого отношения!Закончив натурные съёмки в Приморье, киногруппа переместилась под Кострому, где летом этого же года продолжила инженерные съёмки, а также монтаж шахтёрской киноэпопеи. В октябре 1984 года фильм был сдан госкомиссии, а его официальный релиз в Советском Союзе состоялся 26 августа 1985 года, аккурат перед Днём шахтёра.
Правда, на большом экране «Корни» появились под новым названием: «Тихие воды глубоки». И когда в декабре 1985 года в программе «Анонс» Приморского телевидения жителей Владивостока пригласили на его премьеру в кинотеатр «Приморье», нашлось немного желающих посмотреть фильм с непонятным названием. Премьера «шахтёрского» фильма прошла незаметно, без резонанса в прессе. Вскоре и сами «Тихие воды…» так же тихо исчезли с экранов кинотеатров страны.
Как уже говорилось, после знаменитой дилогии режиссёра Леонида Лукова «Большая жизнь» с Марком Бернесом, Леонидом Андреевым и Петром Алейниковым в главных ролях «Тихие воды глубоки» были вторым отечественным фильмом о шахтёрах. На современную киноверсию о жизни советских горняков возлагались большие надежды. Но не сложилось.
…23 февраля 1981 года, за четыре года до официального рождения фильма «Тихие воды глубоки», на сцене Приморского краевого театра им. Горького состоялась премьера спектакля в двух частях под названием «Шахта». Пьесу по одноимённому роману Александра Плетнёва написал драматург Кушнерович, режиссёр-постановщик - Ефим Табачников. Директора шахты Комарова играл заслуженный артист РСФСР Анатолий Бугреев, главного героя – заслуженный артист РСФСР Валерий Никитин. Табачников готовил «Шахту» для предстоящих гастролей в Москве.
Только сценический вариант романа прожил недолго. По словам очевидцев, Александр Плетнёв, присутствовавший на премьере, по окончании спектакля поднялся на сцену и сказал в зал буквально следующее: «К тому, что вы сейчас увидели, я не имею никакого отношения. Если бы это написал я, я счёл бы себя самым последним графоманом. Я бы не только не получил литературную премию за роман, но и оказался бы в одном ряду с бездарными и наглыми графоманами, толпящимися у порога настоящей литературы».
После этих слов Плетнёв покинул зал. На гастроли в столицу Ефим Табачников повёз спектакль «Егерь», инсценировку по повести приморского прозаика Станислава Балабина, ныне покойного.
-----Автор выражает признательность за помощь в подготовке публикации директору Приморской государственной публичной библиотеки (ПГПБ)
им. М. Горького Александру Брюханову, заместителю директора ПГПБ
им. М. Горького по науке Людмиле Георгиевне Осадчук, горному инженеру, ветерану труда, шахтёру с 45-летним стажем, кавалеру знака «Шахтёрская слава» трёх степеней Алексею Фёдоровичу Свистунову. И конечно же Александру Никитичу Плетнёву, дай бог ему здоровья!
Из телефонного разговора Александра Плетнёва с корреспондентом «В». Записано 22 августа 2009 года
Я – обесчещен!Корр. - Александр Никитич, что вы скажете о постановке «Шахты» режиссёром Ефимом Табачниковым?
- Да ничего я не скажу! Я писал роман четыре года, а какой-то Кушнерович, я даже имени его не помню, накатал по нему пьесу за полтора месяца! И её поставили. Они на это мастера. А там моей «Шахты» нет, из текста романа они взяли всего несколько слов. Там у них какие-то свои дела и свои герои. У меня в романе нет ни одного коммуниста! Роман о рабочем классе, а партии в нём нет. И даже профкома нет. И это было в 1979 году. Во! Когда меня спрашивали, где в романе линия партии, где коммунисты, я прикидывался дурачком. Смотрите, говорю, у меня два директора шахты, а разве на таких должностях они могли быть беспартийными? Они же были коммунисты! После Владивостока я ни в один театр свою «Шахту» не давал, сколько бы ни просили.
Корр. – А как вы находите фильм «Тихие воды глубоки»? Вы его смотрели?
- Смотрел, конечно, в кинотеатре. Первая серия ещё как-то ничего, а вторая - не очень. Я ведь перед съёмками три дня в гостинице долбил режиссёру: «Ты – никто! А сделаешь фильм с душой, станешь заслуженным. А Никитин был парторг киностудии, он упёрся в свою линию и ни в какую. В общем, фильм мне не понравился. Я и на его премьеру на «Мосфильм» не поехал, чтобы не травмировать себя.
Корр. – Есть ли у вас этот фильм в каком-либо формате, на плёнке или на диске?
- У меня ничего нет, кроме пишущей машинки. И то я всегда писал ручкой, а жена за мной печатала. Я - нищий. Пенсию шахтёрскую у меня отобрали. Раньше мне платили 100 рублей как члену Союза писателей СССР, теперь и этого нет. Мне сделали пенсию как у домохозяйки! До недавнего времени я получал четыре с половиной тысячи рублей. А ведь надо платить за квартиру и за лекарства. Мне лекарства положены бесплатно, а мне их не дают. Говорят, покупайте. Но нищета – это не главное. Я – обесчещен! Я государству принёс пользы на миллионы рублей. Только тираж «Роман-газеты» был 2 миллиона 540 тысяч, один номер стоил 61 копейку, и на неё подписка была! Это же миллионные доходы! Я много лет живу в Омске, но здесь я никто. Поскольку перед «великим» Омским государством, где свой совет министров и где населения один миллион 800 тысяч, у меня никаких заслуг нет. С заслугами перед Советским Союзом сейчас не считаются.
Автор: Сергей КОЖИН