Слабое место – профилактика

Череда трагических ДТП с участием пассажирских автобусов, произошедших в России летом, заставила обратиться к этой проблеме не только органы МВД и Минтранса, но и самого президента. Хотя Приморский край, к счастью, не попал в печальную хронику событий на

25 авг. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2585 от 25 авг. 2009
55240e0f168bf279e6068ceb0e9cdd1c.jpg


Череда трагических ДТП с участием пассажирских автобусов, произошедших в России летом, заставила обратиться к этой проблеме не только органы МВД и Минтранса, но и самого президента. Хотя Приморский край, к счастью, не попал в печальную хронику событий на дорогах, это совсем не значит, что у нас в этой сфере всё благополучно.

Достаточно вспомнить ряд недавних ДТП на междугородних маршрутах. Так, под посёлком Китовый ус перевернулся автобус с пассажирами (пострадало 27 человек, водитель погиб); неподалёку от села Романовки автобус с детьми выехал на встречную полосу движения и врезался в рейсовый автобус, в результате чего погибли семеро и пострадали 22 человека; под Раздольным зимой автобус сошел с трассы и стал «вальсировать» по полю, (благо, в силу отсутствия крутых откосов трагедии удалось избежать).

Такие ДТП случаются, как правило, на междугородних маршрутах, потому что водители грубо нарушают скоростной режим. 10 августа на последнем заседании профилактической комиссии Управления госавтодорнадзора по Приморскому краю, где рассматривалось соблюдение лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров автобусами, у шестерых из 10 перевозчиков были выявлены нарушения, связанные с тахографами (эти приборы – своеобразная «фотокарточка» перевозки, показывающая все нарушения режима труда и отдыха водителей, а также скоростного режима). И если мы сумели добиться того, чтобы такими приборами были оборудованы все автотранспортные средства, задействованные на международных и междугородних перевозках и запущенные в эксплуатацию после 1.01.98 (за три года на автомобильных пунктах пропуска через границу было возбуждено около 6000 административных дел по статье 11.23 КоАП РФ –работа без тахографа), то сейчас стоит не менее важная задача: добиться правильной эксплуатации этих приборов, работающих на снижение аварийности.

Для этого автоперевозчики обязаны обеспечить систематический анализ тахограмм, направленный на выявление «узких мест» и принятие необходимых мер. Более того, согласно международной конвенции с 2010 года автобусы должны быть оборудованы цифровыми тахографами. Вопросы сохранения жизни и здоровья граждан остаются нашим главным принципом. Вот почему на вышеупомянутом заседании профилактической комиссии были возбуждены административные дела в отношении всех перевозчиков как юридических лиц, допустивших нарушения в работе с тахографами (шкала наказания – от 30 до 50 тысяч рублей).

По рейтингу нарушений вслед за скоростным режимом и режимом труда и отдыха идут нарушения, связанные с техническим состоянием транспорта. Например, по городу и пригороду перевозки должны осуществляться только автобусами первого класса (такой порядок установлен ГОСТами). В ходе заседания комиссии у половины из десяти перевозчиков в обследуемых автобусах были выявлены следы сквозной коррозии металла в напольном покрытии – такой транспорт категорически запрещается выпускать на линию. Вот почему Управлением госавтодорнадзора взят жёсткий курс на требование наличия у перевозчиков «одобрения типа транспортного средства» (ОТТС).

Курс управления на ужесточение требований к нерадивым перевозчикам адекватен той ситуации, которая складывается на рынке пассажирских перевозок. Допустил перевозчик ДТП – неси ответственность через суд в размере 30-50 тысяч рублей (плюс штраф пары должностных лиц до 10 тысяч рублей и досрочная аттестация лица , ответственного за безопасность дорожного движения). Только такими мерами можно заставить перевозчиков работать со своим водительским составом в плане профилактики аварийности. В противном случае мы будем иметь то, что и имеем. Так, в июле в Находке произошло ДТП, в котором по счастливой случайности никто не пострадал.

Водитель маршрутного автобуса, работая на городском маршруте, потерял сознание за рулём и врезался в подъезд жилого дома. Оказалось, что этот же водитель несколькими неделями раньше упал в гараже от эпилептического приступа. Это весьма поучительный пример для всех, кто взял на себя бремя ответственности за организацию пассажирских автоперевозок.

Автор: Юрий ГУБАРЕВ