Таможня между двух огней

Таможенные платежи традиционно занимают первые строчки в рейтинге по формированию доходов федерального бюджета, конкурируя разве что с НДС. Как правило, на пошлины приходится около трети всех бюджетных поступлений. Дальневосточная таможня считается одним

25 авг. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2585 от 25 авг. 2009

Таможенные платежи традиционно занимают первые строчки в рейтинге по формированию доходов федерального бюджета, конкурируя разве что с НДС. Как правило, на пошлины приходится около трети всех бюджетных поступлений. Дальневосточная таможня считается одним из лидеров по сборам. Однако в кризисный 2009 год всем таможням пришлось нелегко.

Экспортно-импортные операции на Дальнем Востоке имели, скорее, качественное, чем количественное ухудшение. Что касается таможенных сборов, то в этой части был взят непопулярный курс на увеличение пошлин, дабы сохранить объём поступлений. В целом шаг оправдал себя. Для таможни, не для экспортёров, которые взвыли не только от сниженного спроса, но и от повышенных платежей. Что было вполне ожидаемо, потому как «по итогам первого полугодия 2009 года прогнозное значение перечислений таможенных платежей в федеральный бюджет выполнено ДВТУ на 99,7 процента», гласит полученная на запрос «В» информация из ДВТУ.

Как говорят сами таможенники, финансовый кризис внёс серьёзные коррективы в развитие внешнеэкономической деятельности и, соответственно, в планы участников ВЭД. Объём экспорта через таможенные органы ДВТУ в первом полугодии 2009 года составил 18,8 млн тонн и к аналогичному периоду прошлого года снизился незначительно – на 2,9 процента. Это, заметим, в объёме. А вот стоимость экспорта снизилась на 33 процента и составила 6,17 млрд долларов США.

Объём импортных операций тоже снизился и составил 1,4 млн тонн, падение к такому же периоду прошлого года – 2,6 раза. Стоимость импорта уменьшилась в 2 раза и составила 2,9 млрд долларов США.

Как видим, «пике» просто колоссальное. Но пока речь шла именно о торговых операциях, а что с таможенными платежами?

Возьмём, например, наиболее значительную по объёмам экспорта товарную группу ТН ВЭД России «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные» (72,5 процента всей стоимости экспорта за первое полугодие 2009 года). Стоимость экспорта товаров этой группы снизилась в 1,7 раза, а уплаченные платежи уменьшились на 25,2 процента. То есть темп снижения стоимости экспорта куда выше темпа снижения таможенных платежей. То же с экспортом лесоматериалов, который упал в 1,8 раза по объёмам и по стоимости, а по сумме уплаченных платежей уменьшился всего на 6,2 процента. И таможенники сами говорят, что это произошло в связи с введением высоких пошлин на экспорт необработанных лесоматериалов.

Впечатляющие темпы падения объёмов по импорту товаров 87 группы ТН ВЭД «Средства наземного транспорта, кроме ж/д или трамвайного подвижного состава; их части и принадлежности»: в 5,4 раза – по весу нетто, в 6 раз – по стоимости, и странно сопоставимое с этими показателями падение уплаченных платежей – в 5,2 раза. Ну и понятно, что среди товаров этой группы наиболее стремительно снизились объёмы ввоза легковых автомобилей: по количеству – в 12,2 раза, по стоимости – в 8,4 раза, по платежам – в 7 раз.

При этом на вопрос, заданный «В» в управлении Дальневосточного таможенного управления о том, что предпринимается для увеличения объёмов платежей (имея в виду, конечно, курс, взятый на повышение пошлин), ответили, что усилия сосредоточены на обеспечении полноты взимания и стабильности поступления таможенных платежей в федеральный бюджет. При этом приоритетным направлением является отнюдь не упомянутый курс, а повышение эффективности управления, контроль за полнотой взимания и стабильностью поступления таможенных платежей, усиление контроля по вопросам взыскания задолженности и так далее.

И вот что интересно. В условиях кризиса, когда все компании активно взялись за борьбу с издержками, на таможенном фронте мы наблюдаем нечто подобное. Подобно банкам, инвестиционным компаниям и многим другим, где за последние годы штаты сотрудников были неимоверно раздуты, сокращение персонала ожидается и в ДВТУ. Как сообщили в управлении, в кадровой политике, проводимой управлением, запланированы изменения структуры органов и их штатной численности.

Со 2 ноября этого года будут реорганизованы и объединены в одну Гродековская и Уссурийская таможни. Тех сотрудников, которые имеют «наиболее высокие показатели эффективности своей деятельности», направят на участки Уссурийской таможни, остальным, видимо, скажут: «До свидания, извините, это рынок». Кроме того, во 2-м полугодии запланировано рассмотрение вопроса о ликвидации ряда таможенных, имеющих наименьшую результативность, резкое снижение пассажиро– и грузопотока, сокращение объёма таможенных платежей.

Очевидно, что, по крайней мере, для Дальневосточной таможни 2009 год выдаётся крайне нелёгким. Тут ещё говорят о второй волне кризиса, падении экспорта-импорта. Сейчас перед таможней стоит непростая задача – с одной стороны, собрать платежи, с другой – совсем не задушить внешнеторговую деятельность. Как это будет получаться, покажет время.