УФАС сказали «фас»

23 августа вступают в силу поправки в федеральный закон «О защите конкуренции» и другие правовые акты. Больше половины принятых изменений, получивших название «второго антимонопольного пакета», направлено против недобросовестных чиновников, нарушающих пра

21 авг. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2584 от 21 авг. 2009
3eade5cf4b819a32d9a29515d8a439a4.jpg


23 августа вступают в силу поправки в федеральный закон «О защите конкуренции» и другие правовые акты. Больше половины принятых изменений, получивших название «второго антимонопольного пакета», направлено против недобросовестных чиновников, нарушающих права предпринимателей.

Чиновники, предприниматели…

В частности, как рассказал на пресс-конференции руководитель Приморского управления Федеральной антимонопольной службы Сергей Вялых, государственные и муниципальные чиновники теперь будут нести ответственность за участие в ограничивающих конкуренцию соглашениях.

Раньше за сговор, согласованные действия и недобросовестную конкуренцию несли ответственность только хозяйствующие субъекты. А органы власти (даже если их участие в совершённом было очевидно) оставались в стороне. Их сотрудников можно было привлечь только за неисполнение предписаний.

Новое законодательство расширило возможности по привлечению к ответственности чиновников за неправомерное предоставление преференций отдельным компаниям. Подобные нарушения караются большими штрафами, возмещением в госказну причинённого ущерба и запретом на профессию – дисквалификация может длиться от шести месяцев до трёх лет.

…И картельные сговоры

По-новому будет расследоваться и картельный сговор.
– Раньше возбуждать подобного рода дела можно было только в случаях, когда имелись письменные доказательства, – объяснил разницу Сергей Вялых. – Но полгода назад решением Высшего арбитражного суда было установлено, что за картельные соглашения можно привлекать и те хозяйствующие субъекты, которые не подписывали никаких соглашений. Главное, чтобы признаки такого поведения «имели отражение вовне»: например, компании одновременно повышали цены.

К слову, новый закон призван не только карать. Освобождение от административной и уголовной ответственности предоставляется тем предпринимателям, которые добровольно покаются в содеянном. Причём сделают это раньше своих «подельников».

– Не знаю, как эта мера будет действовать, – со вздохом признался руководитель приморского УФАС.

К слову, в Европе и Америке подобные меры работают, и небезуспешно. Но у нас они могут споткнуться об особенный российский менталитет.

Сотрудники антимонопольной службы считают, что если смотреть в отраслевом разрезе, то меры, предусмотренные «вторым антимонопольным пакетом», касаются прежде всего рынков лекарственных средств, продуктов питания и нефтепродуктов.

То, что горит

Производному последних – бензину, точнее, растущим на него ценам, – сотрудники приморского УФАС уделили на пресс-конференции особое внимание.

Начальник отдела антимонопольного контроля УФАС по Приморскому краю Дмитрий Абросимов назвал происходящее повышение «объективным процессом».

– Рост цен на заправках вызван ростом цен на нефтеперерабатывающих предприятиях, – объяснил он. – Цено-образование в розничной торговле зависит от закупочной цены, стоимости доставки. Плюс определённая доля рентабельности, которая, как выяснилось, у наших предприятий небольшая – три – девять процентов.

Однако вопросы к реализаторам нефтепродуктов у приморского УФАС всё-таки есть. Некоторые из них играют по такой схеме: когда закупочные цены растут, повышаются розничные. Когда закупочные цены снижаются, снижаются и розничные. Но незначительно.

В этом году предметом разбирательства стали действия ООО «РН-Нефтепродукт» на территории Лазовского района. 10 июля комиссия Приморского УФАС установила факт нарушения ими антимонопольного законодательства. По мнению специалистов УФАС, с октября 2008-го по март 2009 года, когда произошло значительное снижение розничных цен, стоимость АИ-92 на заправках компании снизилась незначительно. На ООО был наложен штраф – более 280 тысяч рублей.

Как объяснил Дмитрий Абросимов, в подобных случаях штраф составляет от одной до 15 сотых размера суммы выручки правонарушителя за предыдущий год и на том товарном рынке, где оно допущено.

Схожие дела возбуждены и рассматриваются приморским УФАС по розничным ценам на топливо в Ольгинском (в отношении ОАО «Приморнефтепродукт») и Партизанском (в отношении ООО «РН-нефтепродукт») районах Приморского края.

– Помимо этого, – информировал Сергей Вялых, – управление проводит еженедельный мониторинг оптовых и розничных цен на рынке нефтепродуктов Приморского края.

Однако ждать серьёзного понижения цен на топливо приморцам не стоит. Заместитель руководителя УФАС Виктор Трякин объяснил это большим увеличением стоимости сырой нефти и услуг на нефтеперегонных заводах. Переработка выросла в цене на четверть. Плюс логистические затраты на перевозку бензина из других регионов. Дешёвый бензин может быть в двух случаях: если он попал к заправщикам незаконным путём или если он некачественный.

Поставить и сопоставить

Эксперт Приморской Торгово-промышленной палаты Елена Золотарёва предложила приморскому УФАС «копнуть глубже», воспользовавшись возможностями, которые предоставляет «второй антимонопольный пакет». По её мнению, для более эффективной работы компаниям надо снижать внутренние издержки. «Второй антимонопольный пакет» позволяет анализировать сопоставимые рынки, а результаты этого анализа показывают, где допускаются просчёты.

Показательно, по её мнению, положение на рынке электроэнергии.
– Китайский Хуньчунь получает ту же электроэнергию, что и Приморье, - сказала она. - Но у них в переводе на наши деньги она стоит 1 рубль 20 копеек, а у нас – 3.80. В Китае мы видим экономное и рачительно распоряжение ресурсом, хорошее управленческое решение. А наш местный бизнес оказывается в заведомо дискриминационном положении. Аналогичная ситуация и на рынке топлива. Если мы не будем анализировать сопоставимые рынки, ничего не изменится, – считает эксперт.

Но Сергей Вялых уверил присутствующих, что приморское УФАС готово к работе «по-новому».
– Россия входит в семёрку стран, где наиболее динамично развивается антимонопольное законодательство, - сказал он. - Разве можно было пять лет назад представить себе, что ФАС будет обжаловать приказ Федеральной таможенной службы о вывозе металлолома через единственный порт Дальнего Востока – Петропавловска-Камчатского, в действиях которого мы увидели ограничение конкуренции. Нам дали механизм, и мы готовы его использовать.

Кстати

Вопросы регулирования тарифов на электроэнергию полномочный представитель президента РФ в ДВФО Виктор Ишаев обсудил с руководством энергетических компаний и представителем Федеральной службы по тарифам.

Генеральный директор ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» Валерий Левит и генеральный директор ОАО «РАО «Энергетические системы Востока» Иван Благодырь рассказали об убытках, которые терпят энергокомпании Дальнего Востока, о снижении темпов ремонта на генерирующих мощностях из-за недостаточного количества средств.

Заместитель начальника управления регулирования и контроля за ценообразованием в электроэнергетической отрасли Федеральной службы по тарифам РФ Денис Милютин отметил, что дальневосточная энергетика отличается избытком мощности. «Лишь 40 процентов мощностей используется, а это значит, что потребитель платит в два раза больше за потребляемую энергию», – сказал он.

Виктор Ишаев призвал энергетиков задуматься об оптимизации собственных издержек и расходов: «Ситуацию в электроэнергетике Дальнего Востока необходимо менять. У нас полное несоответствие нормативам замены сетевого оборудования. У нас не только отсутствуют межрегиональные сети, но и внутрисубъектных сетей порой нет. Следовательно, мы не можем говорить о стабильной энергетике, тем более о конкуренции. Очевидно, у нас нет единого оптового рынка, нет конкуренции. Мы нуждаемся в диверсификации топливных ресурсов, а также в сдерживании расходов энергетиков…».

Автор: Анна Бондаренко Валерьевна