Корефана не сдаётся

В последнее время мы много говорим о кризисе. Его виним во всех бедах и несчастьях, о нём вспоминаем, когда цены в магазинах и на рынках подскакивают до невиданных высот или, не выдерживая конкуренции, закрываются малые частные предприятия и компании. Опт

20 авг. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2583 от 20 авг. 2009
e08ac2ac73eccce070756b1bdaa37801.jpg


В последнее время мы много говорим о кризисе. Его виним во всех бедах и несчастьях, о нём вспоминаем, когда цены в магазинах и на рынках подскакивают до невиданных высот или, не выдерживая конкуренции, закрываются малые частные предприятия и компании. Оптимисты утверждают, что кризис в головах, и не более того и в нём заложен иной смысл – обновление, а пессимисты говорят, что всё очень плохо. А как обстоят дела у наших ближайших соседей?

Сельский колорит

Корреспондент «В» проехал по нескольким городам Северо-Восточного Китая. Из окна туристического поезда, который следовал по маршруту Суйфэньхэ - Шэньян, открывается необычная картина. Как ласточкины гнёзда, примостились к каждой станции небольшие селения. Крыши домов из ярко-оранжевой или красной черепицы говорят о достатке селян, а провалившиеся – об упадке.

Почти вплотную к строениям подступают земельные участки: на одних едва заметны маленькие хижины, почти как у дядюшки Тыквы из сказки «Приключения Чиполлино», и около них крестьяне, которые вручную возделывают огороды, а у других – сельскохозяйственная техника.

На крышах сельских домиков – солнечные водонагреватели. Тёплый климат позволяет использовать энергию светила и экономить электроэнергию. В Поднебесной с успехом применяют такой способ получения горячей воды, и при этом наши соседи говорят, что экономия выходит существенная. Такие коллекторы устанавливают не только в сёлах, но и в городах.

Владивостоку – мосты, а Шэньяну - метро

Наш поезд прибыл к конечной точке путешествия. Шэньян - административный центр провинции Ляонин. Его население составляет почти четыре миллиона человек. Он расположен на реке Хуньхэ (не путать с Хуанхэ), её левом притоке Ляохэ.

Этот крупный транспортный узел Северо-Восточного Китая пересекают сразу две международные магистрали: Пекин - Москва и Пекин – Пхеньян. Общая протяжённость железных дорог в провинции – более пяти тысяч километров (по их плотности Ляонин занимает первое место в стране).

Сейчас и сами китайцы отмечают, что здесь несколько снизилась активность зарубежного капитала в сфере недвижимости. В то же время в городе ведётся бурное жилищное строительство. Многочисленные рекламные плакаты рассказывают о его размахе.
Наш экскурсовод Лю Синь, или, проще, Люся, рассказала, что в последнее время в Шэньяне развито монолитное домостроение, реже строят из кирпича. В последние 5-6 лет возводят только многоэтажки.

К примеру, в соседнем Аньшане муниципалитет выплачивает жильцам старых кварталов, которые попали в зону новой застройки, компенсацию. Но китайцы неохотно покидают насиженные места. Почти как во Владивостоке. Оказывается, что и проблемы у нас одни и те же. Мы видели, как в старых кварталах горожане до последнего продолжают ютиться на первых этажах полуразвалившихся домов и временно открывают тут же небольшие мастерские.

И если в городе нашенском ведётся активное строительство объектов саммита АТЭС-2012, двух мостов и транспортных развязок, то в Шэньяне «зарываются» под землю: прокладывают метро. Горожане и гости провинциальной столицы могут наблюдать за работой метростроевцев у центрального железнодорожного вокзала. И возможно, даже раньше, чем у нас откроется Азиатско-Тихоокеанский форум, в центре провинции Ляонин заработает первая ветка метро этого мегаполиса.

Но за глобализацией не всегда видны проблемы отдельных людей. В Китае, как и в России, есть бомжи. Мы приехали ранним утром: на вокзале и под мостами они сладко спали на картонных коробках.

Железный выход из кризиса

В провинции 66 вузов, и многие из них установили дружеские отношения с российскими партнёрами. Среди них много технических учебных заведений.

Ведь Ляонин лидирует в Китае по запасам полезных ископаемых: бора, нефрита, железа… Основные отрасли народного хозяйства – нефтехимическая и металлургическая.
К примеру, Бэньси называют «городом железа». Тысячи квадратных километров заняты заводскими постройками. Судя по тому, что практически все трубы предприятий дымят, выплавку стали здесь не приостановили.

Весьма оживлённо у центральной проходной корпорации Benxi Iron & Steel Group. Здесь не только наблюдается постоянный поток спецтехники, но и снуют велосипедисты. Даже обеды для своих родных и близких заботливые китайцы приносят к стенам завода. Тут же в небольшой рощице они принимают домашнюю трапезу.

На дорогах – прекрасный пол

В Аньшане меня больше всего поразил тот факт, что дворники, которые занимаются уборкой дорог всех уровней – от внутриквартальных проездов до городских, в основном женщины. И если во Владивостоке проблему нехватки рабочих рук по уборке территорий решили путём привлечения гастарбайтеров, то в Поднебесной ситуацию спасают китаянки.

Наш гид так и не смогла ответить почему. Однако она заметила, что этот труд почётен. В Аньшань мы въезжали после ливня. Канализация не справлялась с напором дождевой воды, и женщины с помощью плоских мётел пытались бороться с последствиями стихии собственными силами.

В самом санатории Танганзцы нам рассказали, что кризиса не ощущают. По крайней мере, посетителей меньше не стало. А вот в Суйфэньхэ иная картина.

Где ты теперь, китайский Вася?

Наше путешествие по Китаю подходило к концу. Было заметно, что в Суйфэньхэ нет того оживления, которое царило здесь в эпоху расцвета экономтуров или даже в минувшем году. Это произошло после ужесточения таможенных правил. Если раньше за 200 - 500 рублей можно было отправиться на выходные в КНР «помогайкой» и хорошо провести время со своими друзьями, а заодно постричься, подлечиться, отведать кулинарных изысков, то теперь за такое удовольствие необходимо заплатить раз в десять больше.

Отток шоп-туристов очевиден. По мере того как стали худеть «челночные» баулы, упала и прибыль китайских торговцев.

Китаянка Марина говорит, что многие владельцы лавок либо свернули свой бизнес, либо сократили его объёмы. И теперь лавочники в отсутствие покупателей занимаются рукоделием. К примеру, китаянка Лена, сидя на стульчике, вышивала. Говорит, что не на продажу, а в подарок своему другу.
- Куня, заходи! – восклицает она и широко улыбается. – Товар хороший…
«Французская булочка» со своим знаменитым шведским столом, который обходился клиенту в десять юаней за посещение, вот уже почти год как закрыта. Всё реже в городе слышна русская речь.

«Помогайскому» бизнесу фактически пришёл конец. Туристов, которые отправлялись в шоп-туры, стало в разы меньше, и только транзитные пассажиры небольшими группами следуют через Суйфэньхэ в другие провинции. И всё-таки «Вася работает здесь» - такую надпись увидела я на одном из бутиков. Значит, не всё так плохо, и китайцы стараются напомнить о себе своим клиентам.

Пока руководство страны ищет замену российским туристам, а по данным агентства Синьхуа, ставка сделана на американцев, мы с ними в Северо-Восточном Китае не столкнулись. Правда, сейчас Суйфэньхэ превратился в город-выставку, и, возможно, такая замена будет эффективной.
…Китайские экономисты считают, что мировой финансовый кризис ещё не достиг своего предела. Однако принятые Китаем меры по «расширению внутреннего спроса и сохранению экономического роста», по утверждению русскоязычного издания «Партнёры», уже дали свои предварительные результаты, что внушает оптимизм.

- В вызовах рождаются шансы, и в трудностях – надежды, - сказал премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао в своём докладе о работе правительства. Поживём – увидим.

Справка «В»

До конца 2009 года в Китае запланировано увеличить ВВП на 8 процентов. Общий уровень роста потребительских цен составит не более 4 процентов, а коэффициент зарегистрированной безработицы останется в пределах 4,6 процента. Госсовет дал согласие на выпуск 200 млрд юаней местных займов, которые будут зачислены в провинциальные бюджеты. Продолжится рост сельхоздотаций. На эти цели выделено 123 млрд юаней. Правительство не оставило без поддержки малый и средний бизнес и увеличило с 3,9 до 9,6 млрд юаней.

Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА