Культурный заслон
Август – мёртвый, с точки зрения событий культурного характера, месяц. Сезон завершён, все в отпусках – и самое время оглянуться, а затем посмотреть вперёд.
Август – мёртвый, с точки зрения событий культурного характера, месяц. Сезон завершён, все в отпусках – и самое время оглянуться, а затем посмотреть вперёд.
Совершенно ясно, что финансовый кризис мимо культуры – той её части, что финансируется из бюджета – не прошёл. И это нужно понимать, не закрывать глаза, так сказать, и не пытаться существовать в розовых очках. Собственно, об этом без экивоков заявил начальник Управления культуры администрации Приморского края Пётр Сёмин. Он сообщил, что бюджеты некоторых культурных мероприятий были сокращены, например программы «Мастера искусств – жителям Приморья». Не скрывали печальной правды и представители Приморской краевой филармонии, говоря о том, что на ближайших фестивалях – Днях высокой музыки и джазовом фестивале – будет не так много, как раньше, зарубежных или столичных гостей.
Лично мне видится, что во всех этих словах не так уж много поводов для пессимизма. Наоборот – и тому есть подтверждения – кризис заставляет пристальнее присмотреться к тому, что мы сами имеем. А у нас немало интересного. Доказательством тому – уже озвученные планы Приморской филармонии на будущий сезон, среди которых – выступление группы Substrata на большой сцене и участие множества приморских джазовых коллективов в фестивале. То, что имеем, кризис научил хранить – дабы потом не плакать…
Безусловная удача – то, что руководит Тихоокеанским симфоническим оркестром Михаил Аркадьев. Заслуженный артист России, уникальный пианист и дирижёр, он оказался тем самым глотком свежего воздуха, которого так давно не хватало оркестру. Чехарда с дирижёрами, которые менялись как перчатки, на пользу коллективу просто пойти не могла. А скромное финансирование – увы, оно и сегодня не слишком велико – приводило к тому, что в оркестре не хватало не только инструментов, но и музыкантов. Один из самых ярких примеров – арфа, которой нет в составе оркестра уже более 20 лет…
Менявшиеся дирижёры – не все, но многие – ставили во главу угла не интересы коллектива, а собственные амбиции, кто-то не мог преодолеть вредные привычки…
С появлением Михаила Аркадьева воспрял не только оркестр – в работе филармонии начали появляться приятные для постоянных слушателей новинки – например Рождественский фестиваль, который сразу же стал популярным. Идей у Михаила Александровича множество, он вписался в музыкальную жизнь Владивостока так легко, словно всю жизнь провёл в нашем городе…
Ещё один плюс «антикризисной» политики Приморской филармонии – открытость всему новому. И появление на сцене эстрадно-симфонического оркестра «Мелодия» – тому пример. Оркестр, существующий на энтузиазме, состоящий из молодых талантливых исполнителей, сразу же нашёл свою нишу в концертной карте Владивостока и сразу же приобрёл поклонников.
В том, что музыка во Владивостоке будет звучать, можно не сомневаться: концерты прошлого сезона (например исполнение арий из «Волшебной флейты», в котором приняли участие как солисты Приморской филармонии, так и Катриона Смит, солистка Штутгартской оперы; или интерес, который проявляют к Владивостоку исполнители из Южной Кореи) и заявленные планы на сезон предстоящий не дают в этом усомниться.
Театральная жизнь Владивостока также не может не испытывать давления кризиса. Впрочем, и до кризисных времён существовали проекты, которые если не отменились совсем, то были отложены в некий очень долгий ящик – например заявленная некогда постановка «Пушкина» на сцене театра имени Горького. Виталий Безруков рассказывал, какой это будет грандиозный спектакль, но, увы, пока о премьере не слышно, а ведь прошло довольно много времени… Впрочем, грандиозность – не то, за чем стоит гнаться владивостокским театрам, и это доказал завершившийся сезон. Он ярко высветил главное – каждый храм Мельпомены Владивостока имеет своего зрителя. Потому что каждый обладает ярко выраженной индивидуальностью. Даже театр молодёжи, который до последнего времени искал своё место и направление в театральной среде, в завершившемся сезоне показал, что изюминка «молодёжки» – острые современные спектакли, нацеленные не только на подростков, но и на публику более взрослую.
И хотя ясно, что зритель будет и в новом сезоне посещать театры краевого центра, вопрос стоит немного в иной плоскости: где эти театры будут находиться? Ведь, по сути, лишь один театр города – имени Горького – имеет не только постоянную прописку, но и здание, которым вполне можно гордиться и не стыдно показывать гостям… Радует тот факт, что этим летом театр обрёл новую систему кондиционирования и теперь в залах всегда будет свежо.
С остальными театрами ситуация сложнее: театр ТОФ, которому бывший командующий громко пообещал отдать Матросский клуб, по сути, курсирует между сценой Дома офицеров флота и помещением в клубе, которое определено как малая сцена. Клуб находится в состоянии, требующем ремонта, и когда флот найдёт на это деньги, сказать сложно…
В 2011 году имеет все шансы остаться без крыши над головой театр кукол. Здание, которое когда-то выделили ему «навсегда», по решению суда теперь принадлежит Обществу изучения Амурского края. В каком состоянии находится стоящее рядом здание, также принадлежащее обществу, видно невооружённым глазом. Как, впрочем, и количество арендаторов в нём. Так что судьбу бывшего кинотеатра «Приморье» можно себе представить – тем более что силами театра, администрации края и спонсоров оно худо-бедно, но приведено в порядок… Уже сегодня театру говорят, что арендная плата будет повышена, причём настолько, что детское учреждение культуры просто не потянет.
Театр молодёжи находится в здании, сказать о котором можно только одно: состояние ужасающее. Те, кто хоть раз бывал в зале, знают, до какой степени закопчены там потолки и какое угнетающее впечатление производит храм Мельпомены. Решение о капитальном ремонте было даже принято – почти два года назад, но движений не видно. А ведь, помнится, был проект, согласно которому здание театра молодёжи расширилось бы внутрь и смогло вместить под одну крышу два коллектива – собственный и кукольный, став театральным центром. Видимо, на всех планах жирный крест поставил кризис…
Планы театров на будущий год пока не озвучены, хотя кое-что известно: например, в театре ТОФ планируют поставить «Сиротливый Запад» Мартина Макдонаха, в сентябре в театре Горького пройдёт традиционный фестиваль театральных антреприз, театр кукол примет участие в биенналле визуальных искусств… Жизнь – особенно творческую – невозможно загнать в угол. И чем это не повод для оптимизма?
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ