Любимчик судьбы

Ему всегда везло. Окидывая ясным взглядом 80 прожитых лет, Олег Александрович сам удивляется благосклонности судьбы: - Как будто какая-то добрая рука ведёт меня по жизни… Его старший брат Борис, лётчик, погиб в 1942 году в небе над Сталинградом. Средний,

12 авг. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2578 от 12 авг. 2009
17977bade3d6c1df4b9f676174bf1e23.jpg


Ему всегда везло. Окидывая ясным взглядом 80 прожитых лет, Олег Александрович сам удивляется благосклонности судьбы: - Как будто какая-то добрая рука ведёт меня по жизни… Его старший брат Борис, лётчик, погиб в 1942 году в небе над Сталинградом. Средний, Глеб, приписал себе два года, ушёл добровольцем на фронт – и в первом же бою был контужен. А до Олега война так и не добралась: когда она закончилась, ему ещё не исполнилось и 16 лет. Ему ещё раз повезло: его приняли на работу в научно-исследовательский кинофотоинститут. В лабораторию, где делали копии с западных фильмов.

- Помню, из посольства привезли нашумевший американский фильм «Сестра его дворецкого» с Диной Дурбин в главной роли, чтобы мы сделали контратип для изготовления копий, - говорит Олег Стриженов. – Многих таких картин было не увидеть в Советском Союзе нигде, кроме как у нас в студии…
Там-то и появилась у Олега Стриженова мечта стать артистом. И когда брат Глеб объявил, что решил пойти учиться на актёра, Олег сказал: «И я тоже».
- К тому моменту я знал, где какой педагог набирает учеников, чем каждый славится. А поскольку Глеб решил поступать во МХАТ - а я всегда отдавал ему пальму первенства, - то я пошёл к лучшему педагогу, который в тот год набирал в Вахтанговскую школу – Иосифу Моисеевичу Толчанову. Он учил самого Щукина!
После окончания учёбы по распределению Олег Стриженов попал в Таллинский театр драмы. А там сыграл Незнамова в спектакле «Без вины виноватые» так, что слава о молодом актёре пошла по всему Советскому Союзу! И через некоторое время его пригласили во МХАТ – туда, куда он мечтал попасть с юных лет!

Революционер, боксёр, белогвардеец и даже… робот


Актёра на главную роль в фильме «Овод» режиссёр Александр Файнциммер искал больше года. Перепробовали, кажется, всех, включая Сергея Бондарчука. Всё не то…
Когда на площадке появился Олег Стриженов – на него поначалу не обратили особого внимания: и одет неказисто, и держится как-то скромно. Но стоило режиссёру дать команду: «Начали!» - и скромный интеллигент вдруг превратился в героя, который за идею готов пойти на смерть!
После выхода на экраны фильма «Овод» в Олега Стриженова влюбилась вся страна. А режиссёры увидели в нём не красавца мужчину, годного играть героев-любовников, но глубокого и яркого актёра, который может органично сыграть сильную, противоречивую личность. Стриженову предлагают новую главную роль: в фильме «Мексиканец» по рассказу Джека Лондона он играет простого парня, который ради свободы Мексики идёт на боксёрский ринг – добывать в бою с профессионалами деньги для революции.
Стриженов не любил дублёров, и в сценах, требующих спортивной подготовки, играл сам. Только трюки, связанные с риском для жизни, бесстрашному актёру выполнять запрещали.
- Это миф, что актёры - и в Голливуде тоже - сами выполняют трюки! – говорит Олег Александрович. – Например, трюк в картине «Его звали Роберт», когда я прыгаю с Кировского моста в Неву. Да, я там прыгаю с перил, но не в воду, а на мост. Но в кадре этого не видно. А дальше снимается мастер спорта по прыжкам в воду. Думаете, этот мост очень высокий? Да я бы запросто прыгнул - я прыгал с вышки сколько раз! Но - не дали. И это правильно. Актёр должен быть спортивным, танцевальным, музыкальным, а выполнение трюков – задача каскадёров. Сила актёра – в игре!
Третья его киноработа – белогвардейский поручик в «Сорок первом» Григория Чухрая. Ему, сыну красноармейца, предстояло сыграть врага. И не карикатурного, как в фильме «Чапаев», а живого. Такого, чтоб его полюбила не только главная героиня, но и все зрители. Чтоб в финале, когда его убьют – врага, белогвардейца, все плакали!
И он сыграл. И все плакали. И на Каннском фестивале эта картина получила специальный приз жюри. А Олега Стриженова назвали русским Жераром Филипом.
- Это французская пресса так меня назвала, - уточняет Олег Стриженов. – Журналисты ещё спросили меня, как я к этому отношусь. А я им сказал, что предпочитаю быть русским Олегом Стриженовым. Хотя Жерар Филип мне нравится, он – национальная гордость Франции! Мы оба играем национальную классику - наверное, это и имелось в виду, когда меня сравнили с ним…
Каждая его новая роль становилась событием: Гринёв в «Капитанской дочке», Афанасий Никитин в «Хождении за три моря», лётчик Сергей Егоров в фильме «Неподсуден», Герман в «Пиковой даме». И даже… робот! Да, именно робот, которого наши учёные собираются отправить в качестве посланца Земли к дальним мирам – в фантастической комедии «Его звали Роберт». Но и с этой ролью человека-робота он справился блестяще, что подтвердили награды нескольких европейских кинофестивалей.
А за роль полковника милиции Данилова в фильме Бориса Григорьева «Приступить к ликвидации» Олегу Стриженову дали первую, только что учреждённую премию МВД.
- Великий МХАТ – моя основа, отсюда и успехи в кино, - говорит Олег Стриженов. - В кино выигрывает тот, кто больше умеет. Никто не будет тебя обучать на съёмочной площадке, потому что там надо работать быстро. Кино – оно мастеров любит…

Неудача или что-то другое?


Всё-таки, по мнению Олега Стриженова, была в его творческой жизни одна неудача. Правда, неудачной была не столько роль, сколько политическая ситуация в стране.
- Фильм «Перекличка» о космонавтах снимал Даниил Храбровицкий по своему сценарию, - говорит Олег Стриженов. – А тогда была установка: космонавты – святые, они не курят, не пьют, не спят. Мы же хотели показать настоящих живых людей. У нас герой так знакомится с девушкой: «Девушка, не знаете, где ночной бар?» - «Ближайший - в Стокгольме». Завязываются отношения. Он ведёт её в гостиницу - а ключ выдают только до одиннадцати. Он достаёт коньячок, выпивает - а ему завтра с утра надо быть на космодроме… И это жизнь космонавта, вы понимаете?! И актёры были заняты не рядовые: мы с Дорониной, Михалков и Вертинская, Василий Васильевич Меркурьев. Думали, что это будет бомба! Но не прошла наша идея. Это всё было вырезано. Оставили в картине другое: мой герой по фамилии Бородин почему-то всё время летит и докладывает начальству о следующем этапе работы. А Никита Михалков, тоже по фамилии Бородин, почему-то всё время стреляет из пушки на Курской дуге… А я терпеть не могу ходульные, пропартийные фильмы! Я и не играл какого-нибудь председателя, коммуниста. Я говорил, что это плохая литература, и таких людей в жизни нет. И никто не мог мне ничего сделать. Я всегда делал только то, что мне хотелось, и очень тщательно выбирал и роли, и режиссёров.
Он отказался сниматься у Сергея Бондарчука, который был в то время не гребне славы. В картине «Война и мир», которая получила впоследствии «Оскар». Бондарчук пригласил Стриженова на роль Андрея Болконского. Олег Александрович пришёл на пробы. Показал такого Болконского, какого никто до него не показывал. А потом… отказался от роли. Наотрез! Какая «чёрная кошка» пробежала меж ним и Бондарчуком – до сих пор гадают киноведы. Но факт, что Стриженов сказал: «Сниматься я у тебя не буду!».
Строптивого актёра вызвали к «железной леди» - министру культуры Екатерине Фурцевой.
- Екатерина Алексеевна спросила меня: «Почему вы не хотите сыграть любимый образ молодёжи – Андрея Болконского?». Мне даже смешно было слышать: это князь-то – любимый образ советской молодёжи? И я ответил с юмором: «Мне кажется, любимый образ молодёжи – Павка Корчагин. Поэтому Болконского я играть не хочу». И ушёл. Они так и не смогли меня заставить играть…

Личная жизнь


С первой женой, актрисой Марианной Бебутовой, Олег Стриженов познакомился на съёмках фильма «Овод». Роман развивался стремительно - влюблённые сыграли свадьбу ещё до окончания съёмок. Марианна родила Олегу дочь Наталью. Но брак был, увы, недолгим…
Вторую жену, актрису Любовь Земляникину, Олег Стриженов встретил во МХАТе. Она подарила ему сына Александра. Но и этот брак оказался недолговечным…
С третьей женой - актрисой Лионеллой Пырьевой - они в браке больше тридцати лет. А познакомились и полюбили друг друга почти полвека назад. Вернее, она полюбила его раньше - в далёком 1955 году, когда на экраны вышел «Овод». Но начинающая одесская актриса и подумать не могла, что этот красавец, по которому сохнет вся женская половина страны, когда-нибудь станет её мужем…
- Артур, или Олег Стриженов, смотревший на меня с экрана, казался мне тогда божеством! - вспоминает Лионелла Ивановна. – И мне захотелось приблизиться к этому божеству. Может быть, повинуясь этому чувству, я и приняла решение уехать в Москву…
Их любовь вспыхнет позже – в 1961 году. Правда, бурный роман продлился недолго.
- Я была максималисткой. Представьте: Олег женат, я – начинающая актриса, - рассказывает Лионелла Ивановна. – Я решила, что мы не пара. Набралась мужества - и сама оборвала эту связь. Хоть и продолжала его любить…
Вскоре она снялась в главной роли в фильме Ивана Пырьева «Свет далёкой звезды». А потом стала Лионеллой Пырьевой.
- После смерти Ивана Пырьева Олег пытался наладить наши отношения, но я пресекала все его попытки к сближению. А потом по воле судьбы мы оказались на одной съёмочной площадке…
В 1975 году на съёмках фильма «Последняя жертва» Олег Александрович публично - в присутствии съёмочной группы и режиссёра Петра Тодоровского - сделал Лионелле Ивановне предложение.
- Он был уже разведён, я тоже свободна, - вспоминает Лионелла Ивановна. – Но я ещё год раздумывала, прежде чем сказать «да». С тех пор мы с Олегом не расстаёмся ни на минуту!
Сын Олега Александровича - Александр Стриженов - исполнил мечту отца: окончил школу-студию МХАТ. А потом на съёмках фильма «Лидер» встретил свою будущую жену - актрису Екатерину Токмань. Теперь все её знают как Катю Стриженову - ведущую передачи «Доброе утро» на Первом канале и звезду «Ледникового периода».
А Александр ушёл с телевидения - сейчас он снимает фильмы как режиссёр и продюсер. Свою последнюю картину «Юленька», которая вышла в феврале нынешнего года, он посвятил отцу.

Рука судьбы


Олег Стриженов считает, что ему выпала счастливая судьба. Что её рука вела его по жизни, а сам он как будто ни при чём. Но те, кто знаком с ним достаточно давно, знают, что его нельзя ни уговорить, ни заставить играть роли, которые кажутся ему фальшивыми. Что он никогда – даже когда устал, даже когда болен – не позволит себе схалтурить, сыграть вполсилы. Может, таких-то и ищет судьба, чтобы сделать из них своих главных героев…

Автор: Тамара МОТАЕВА