А ты сегодня в форме?

Август близится к концу, не за горами 1 сентября. Зальются радостью школьные звонки – и пошагают в классы ярко одетые дети… Минутку. А вот ярко ли?

12 авг. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2578 от 12 авг. 2009
eadf2624ad9df520f312e38076dd22b7.jpg


Август близится к концу, не за горами 1 сентября. Зальются радостью школьные звонки – и пошагают в классы ярко одетые дети… Минутку. А вот ярко ли?

Всё большее количество школ и гимназий Владивостока вводят обязательное ношение школьной формы. Форма в том или ином виде существует в гимназии № 1, в школах № 48, 9, 57, 42 и многих других, всего – более 13 школ.

Чаще всего форма в современных школах – это юбки или брюки с жилетками и пиджаками. Их заказывают в ателье или на фабриках, причём с детей предварительно снимают мерки.

Вводить форму или нет – в компетенции совета школы, именно он принимает решение, выслушав предварительно мнения педагогов, родителей и даже учеников. И, как правило, сторонников строгой и однообразной одежды больше среди учителей и родителей… А детям, понятное дело, хочется проявить индивидуальность…

Равны, как на подбор


Основные аргументы «за» введение юбок-пиджаков: это – дисциплинирует.
Если ребёнок бежит в школу в той же одежде, в которой гулял во дворе, считают педагоги и в этом их поддерживают психологи, то он не видит разницы между занятиями в школе и прогулкой, не ощущает главного – в школу он пришёл не на увеселительное мероприятие, а на учёбу – занятие, за которое он отвечает.

Кроме того, школьная форма, по мнению её сторонников, снимает – или нивелирует – проблему разницы в материальном обеспечении семей. Школьники не смогут хвастать «лейблами» и выставляться друг перед другом.

Форма – это воспитание вкуса. Чего греха таить, наши дети в школу могут прийти в таком виде, будто на пляж или дискотеку собрались. И девочкам, и мальчикам – особенно в подростковом возрасте – свойственны сорочьи повадки: надевают что поярче, да чтобы блёсток побольше. Форма же в этом смысле способна показать, что и умеренная элегантность может быть красивой.

Немаловажен и аргумент экономии. На самом деле – купить ребёнку в школу новый гардероб: юбки-кофточки-платья-брюки – совсем недёшево. Во всяком случае, покупка комплекта школьной формы и пары блузок-рубашек к ней обойдётся точно дешевле. Тем более если необходимое приобретать на рынке или в магазине «cash&carry», в которых много недорогого детского трикотажа. В среднем, чтобы одеть в школу девочку лет 9-10, понадобится около шести тысяч рублей (если не считать затрат на обувь)

– Формы у нас в школе нет, но учителя просят одевать детей просто и спокойно: тёмный низ, светлый верх, – говорит Лариса Иванова, мать 10-летней Иры. – Купим пару юбок, пару брюк, джинсы, к ним – две блузочки, водолазку, несколько свитерков, обязательно – куртку. Покупать стараюсь вещи не синтетические, не стеклянные, ведь ребёнку в них по четыре – пять часов проводить. Много на обувь денег уйдёт, тысячи полторы точно: я принципиально не покупаю обувь для ребёнка на рынке, сомневаюсь в качестве.

Безнадёга полная

Те, кто выступает против введения формы, также могут привести немало аргументов в защиту своих позиций.

Во-первых, это – лишение индивидуальности. Если в младших классах ребёнку ещё всё равно, похож он на других или нет, то в старших ученики стремятся выразить себя в одежде. И форма вызывает у них глубоко отрицательную реакцию, которая проецируется и на школу.

Далеко не все дети обладают стандартными идеальными фигурами, так что форма может стать причиной расстройства для впечатлительных девочек или мальчиков.

Форма – это непрактично. Дети растут, умудряются вытянуться даже за пару месяцев, кроме того, практически невозможно уговорить того же шалуна-пятиклассника после школы идти домой, а не прыгать, например, в кучу строительного мусора с гаражей.

– И когда он такой грязный придёт домой, – пожимает плечами Мария Свириденко, мать 10-летнего Бориса, – что мне делать? Обычную одежду я просто брошу в стирку, а форму ведь нужно к завтрашнему утру чистую иметь! И как мне её за ночь выстирать-высушить-выгладить? Покупать два комплекта формы? Извините! Это уже довольно большие деньги получаются…

Противники формы, впрочем, как и сторонники, кивают на Запад, где все уважающие себя учебные заведения начальной и средней ступени имеют свою «фирменную» одежду. Но противники введения школьного единообразия подчёркивают: в многих западных школах форма – это кепочки или шарфики, чаще – жилетки с эмблемой учебного заведения. И не более того!

Наверное, примирить противников и сторонников формы сможет только время. Пока же следует учесть, что многие ателье и пошивочные разработали целые коллекции: для девочек – юбки, сарафаны, брюки, жилетки, для мальчиков – костюм или брюки плюс жилетка. Галстуки, вышивку, например герб школы, тоже делают, пожалуйста. Кроме того, здесь могут гарантировать качество ткани, из которой сшита детская одежда, чего, разумеется, нельзя получить у торговцев на рынке.

Скоро осень. Начнутся уроки. И, наверное, не так уж важно, в форме или свободной одежде будет сидеть ученик за партой. Куда важнее то, что сможет он услышать на уроке, что останется в голове…

Кстати

Единую одежду для «служивых людей» в России первым ввёл Петр I. В институте благородных девиц, созданном Екатериной II, барышни одевались так: в обычные дни зелёные платья из плотной шерстяной ткани – камлота – с белой пелериной и фартуком из холста, а в праздничные дни платья белые коленкоровые с пунцовыми поясами и коленкоровый фартук.

Форму обожали многие российские правители: Павел I, Николай I, Александр III, Иосиф Сталин… В свободное от государственных трудов время они сами её придумывали для военных и инженеров, чиновников и чиновниц, гимназистов, пожарных и железнодорожников.

Автор: Лидия ИВАНОВА