Гуд-бай, Приморье?

Российские власти – от муниципального до федерального уровня - обеспокоены демографической ситуацией на Дальнем Востоке. И самое плохое в этом не то, что планируется заселить восточную часть страны переселенцами из СНГ, и даже не превышение уровня смертно

12 авг. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2578 от 12 авг. 2009
5754642e8781248669907c64d35263bd.jpg


Российские власти – от муниципального до федерального уровня - обеспокоены демографической ситуацией на Дальнем Востоке. И самое плохое в этом не то, что планируется заселить восточную часть страны переселенцами из СНГ, и даже не превышение уровня смертности над рождаемостью, а то, что уезжают из региона молодые, здоровые, умные, красивые… С двумя такими примерами столкнулся корреспондент «В».

Заграница нам поможет

Ирина приехала во Владивосток из одного из приморских посёлков. Училась, стала работать, вышла замуж. Мысль о том, чтобы уехать в Китай, пришла около трёх лет назад. Именно эта страна развивается на глазах, и становится совершенно понятно, что она всё-таки будет впереди планеты всей. Последние годы этот тезис только подтверждают.

Сначала Ирина решила выучить китайский язык. Но дело это отложилось из-за беременности: изучение китайского во Владивостоке – удовольствие не из дешёвых. Потом ребёнок подрос, девушка вышла на работу, и мысли о переезде в Китай отошли на второй план.

- Мы с мужем стали часто ездить в Поднебесную, в Хуньчунь – отдохнуть, погулять, - рассказывает Ирина. - Мысли о переезде и о необходимости учить язык возникли опять.

Реализовать задуманное помог случай. Однажды в дороге супруги встретили мужчину, российского корейца, который уже около десяти лет жил в Янцзы. Разговорились. Ирина сказала, что хотела бы выучить язык. Через некоторое время от этого мужчины поступило предложение: он хотел выйти на приморский рынок с образовательными услугами Янцзы. А ещё через некоторое время Ирину пригласили в Янцзы работать преподавателем русского языка. Она согласилась, не оставляя мысли о том, что выучить язык на месте будет куда проще.

- И тут начались проблемы, - рассказывает Ирина. - Я столкнулась с реалиями китайского бизнеса. Я не понимаю, как можно, например, идти на встречу и не договориться предварительно о том, какая проблема будет на ней решаться. Был случай, когда директор школы, в которой я работаю, решила изменить её название. Взяла меня как иностранного представителя и поехала в какое-то государственное учреждение. Назвать учебное заведение она хотела чуть ли не институтом иностранных языков, причём единственным её аргументом было моё присутствие – вот, мол, иностранный преподаватель есть. Госслужащий долго объяснял ей одно и то же, что сменить название не удастся, так как должна быть соблюдена масса условий. В другой раз директор школы предложила мне не отдавать паспорта русским ученикам, которые передумали учиться в нашей школе и собирались уехать домой.

И всё-таки плюсы жизни в Китае перевешивают минусы.

- Что касается быта, то с этим в Китае проблем никаких, - говорит девушка. - Если нужна квартира евростандарта – ты её получишь. Я сейчас живу в квартире вроде гостинки площадью около 30 квадратов, современная, чистая, с хорошей мебелью и всей необходимой техникой. Стоит аренда четыре тысячи рублей в месяц (800 юаней). Она находится в центре города, хотя это не очень удобно, потому что шумно. Для китайцев это, конечно, дорого, так как они получают 1000-1200 юаней в месяц. Заработок русских там выше – 2500-3000 юаней. На жизнь более чем хватает. Еда стоит копейки.

В общем, Ирина сделала первый шаг в сторону ПМЖ в Китае. И кто же её потом отговорит туда переселяться? Сейчас она вернулась во Владивосток за дочкой, в Янцзы её без проблем берут в детский сад. Ирина, кстати, выбрала хороший детсад - за 500 юаней в месяц (это максимальная стоимость). Муж Ирины пока остаётся во Владивостоке, они планируют приезжать друг к другу в гости.

- У меня нет 100-процентной уверенности, что я уеду из Приморья, - говорит она. - Но мне в Китае комфортно. Парки, скверы, ребёнку есть, где поиграть. Я не думаю, куда бы мне повести дочку – площадки, зелёные парки на каждом шагу. Я не буду задумываться о том, что бы такое купить ребёнку, чтобы было вкусно, полезно и недорого. Моя семья не бедствует, но здесь, в Приморье, я постоянно заглядываю в кошелёк, выстраиваю бюджет. Там этого делать не приходится. В общем, больших планов пока не строю. У меня есть цель - выучить язык. Но совершенно не исключено, что мы переедем туда всей семьёй.

Западное направление

Когда Екатерина ездила в Калининград к родственникам в 2005 году, город на неё не произвёл большого впечатления: уровень жизни был практически такой же, как во Владивостоке. Два года назад она вместе с мужем отправилась в медовый месяц в Турцию. Транзитом через Калининград. Походили, побродили по городу, и стали в голову приходить мысли о переезде. Муж, как ни странно, поддержал.

- У нас, можно сказать, случился культурный шок, - рассказывает она. – За два года, которые я не была в Калининграде, он сильно преобразился. Чистота, красота, парки, фонтаны, туалеты, простите… А когда я пообедала в пиццерии в центре города за 120 рублей, у меня не было слов…
Гостинку в 37 квадратов во Владивостоке продавали долго – около года. Кризис помешал. Всё-таки продали и купили в Калининграде 1-комнатную квартиру площадью 50 квадратов в новострое.

- Улучшить жилищные условия здесь мы не видели возможности, - говорит Екатерина. – Там же недвижимость стоит дешевле, хотя сейчас она уже пошла в рост.
Конечно, Калининград, как говорит Екатерина, - не Изумрудный город, всё-таки тоже Россия. Автомобиль 1994 года – счастье, такой доступности в покупке автомобиля, как во Владивостоке, нет. Молодёжь не ездит на машинах, обычно в семье один автомобиль. Зарплаты намного ниже, чем во Владивостоке. Зато климат куда суше. В отпуск люди спокойно могут поехать в Европу или в Турцию. Абонемент в бассейн стоит 800 рублей. И так далее... Муж Екатерины уже нашёл работу, когда он ездил оформлять сделку купли-продажи квартиры, местная фирма согласилась взять на работу выпускника физмата ДВГУ. Иллюзий по поводу трудоустройства Екатерина не питает, но тоже надеется, что два её высших образования где-нибудь найдут себе применение.
Герои этой публикации – молодые люди с высшим образованием, интеллектуалы, цвет, можно сказать, Приморья. Они покидают родные края или намереваются это сделать, противореча постулату «где родился, там и пригодился». Такие люди пригодятся в любом месте.

Кстати

В прошлом году население Приморья впервые стало меньше 2 млн человек. По состоянию на начало 2009 года население края составляло 1995 тыс. человек. Удельный вес выбывших мигрантов в возрасте 14 лет и старше с высшим образованием увеличился с 24,6 процента в 2002-м до 33,2 процента - в 2008 году.

Автор: Сергей Абарок Александрович