Вокруг света за сто лет

Копию фильма «Есть ли у мотора душа» сценарист Андреас Дирр подарил музею имени Арсеньева во время творческой встречи с прессой и зрителями. Владивосток – и его автомобилисты, и автомобили – герой одной из частей ленты…

11 авг. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2577 от 11 авг. 2009
d53eaf1203ea6528e105b7b6fdc5dd74.jpg


Копию фильма «Есть ли у мотора душа» сценарист Андреас Дирр подарил музею имени Арсеньева во время творческой встречи с прессой и зрителями. Владивосток – и его автомобилисты, и автомобили – герой одной из частей ленты…

Год назад, в июне, у дверей музея имени Арсеньева во Владивостоке стояла съёмочная группа из Германии. Сценарист Андреас Дирр, продюсер Вольфганг Этлих и другие кинематографисты приехали в наш город искать следы пребывания участников ралли столетней давности – Нью-Йорк – Париж. В автогонках принимали участие ведущие автодержавы того времени – США, Германия, Франция, Италия. А один из участников – немец Ганс Копен – после окончания ралли написал книгу воспоминаний.

– Идея создания фильма возникла примерно восемь лет назад, – говорит Андреас Дирр, – когда я случайно в архивах фирмы Bosh нашёл открытку,в которой Ганс Копен, участник ралли, выражал фирме благодарность за автомобильные свечи, которые служили ему верой и правдой во время ралли Нью-Йорк - Париж. Я стал искать какую-то информацию о ралли и нашёл книгу, которую написал Ганс Копен. Так возникла мысль повторить маршрут.

Снять полностью документальный фильм мы не сумели – не осталось живых свидетелей того времени. Тогда мы решили соединить в фильме два века и показать, как автомобиль изменил мир за сто лет. Поэтому нам было необходимо побывать в тех местах, по которым проходили гонки, и поговорить с теми, кто непосредственно связан с автомобилями: торговцами, механиками, водителями…
Владивосток для участников ралли был очень важным этапом, потому что в Америке зимой им пришлось столкнуться с массой технических проблем, даже прервать гонки. Во Владивосток они переправлялись каждый кто как мог. Здесь они сами закупали зимние вещи, ремонтировали машины и двигались дальше. Тогда руководители гонок не могли предоставить бензин участникам, проблемы пришлось решать самим. Гансу Копену очень повезло – из Америки он прибыл на судне, перевозившем довольно много автомобильного топлива, половина которого была предназначена для торгового дома «Кунст и Альберс». Так что заправиться было чем.
Когда мы приехали в первый раз во Владивосток со съёмочной группой, мы были удивлены тем, что здесь очень тепло и красиво, потому что нам – немцам – казалось, что Сибирь и Дальний Восток – это далеко, холодно и там постоянно идёт снег. А у вас было жаркое лето.

Помню, как мы стояли у музея имени Арсеньева и гадали, найдём здесь какие-то материалы или нет. И когда мы попросили показать фотографии 100-летней давности, нам пошли навстречу легко. Мы многое отобрали, правда, не всё смогли использовать.

Нас очень удивило, что Владивосток – город машин и что они с правым рулём. И, разумеется, мы побывали на «Зелёном Углу».

В фильме мы много общались с водителями такси, нам казалось, что именно они сегодня работают и с машинами, и с людьми. И таксист – тот персонаж, который связывает воедино континенты…

– Наверное, вам не раз приходилось удивляться во время работы над лентой?

– Конечно! В России мы встретили такие явления, связанные с автомобилями, которые в Германии просто не существуют. Например, в Куйбышеве познакомились с человеком, бизнес которого для нас невероятен: он разбирает на запчасти старые автомобили и продаёт эти запчасти на рынке.
А в США мы встретили племя индейцев, которое Ганс Копен описывал в своей книге и которое, по словам Копена, пребывало в состоянии алкогольной интоксикации и вымирало. Сегодня племя преуспевает, ему принадлежат несколько казино.
Ещё в своей книге Копен описывал городок в штате Юта недалеко от Солт-Лейк-Сити, в котором они ремонтировали машины. Сегодня это город-призрак. И своим крахом он обязан автомобилям. Городок стоял на железнодорожной ветке, и когда коммерсанты поняли, что возить грузы по стране выгоднее автомобилями, а не по железной дороге, город прекратил существование…

– Какова была идея тех ралли?

– В то время люди считали, что техника может всё, что с её помощью можно покорить мир, подчинить себе природу. С этой идеей – показать, что автомобилю по плечу любые трудности, – участники и отправились в путь. Между прочим, эти гонки до сих пор являются самыми протяжёнными в истории.
Мы же хотели показать, как мир изменился под влиянием автомобиля. Например, Ганс Копен писал в своей книге о том, насколько узкие улочки в Америке и как там просто невозможно ездить. Сегодня это не соответствует действительности. А во Владивостоке, по его словам, в то время вообще не было машин. А теперь?..

– Случалось ли во время съёмок столкнуться с такими же трудностями, с какими сталкивались участники ралли?

– Нет. Мы были даже расстроены. Надеялись на некое приключение, езду по бездорожью, но оказалось, что вдоль Транссиба везде есть дороги… И мы ни разу нигде не застряли. И ночевали мы не под открытым небом…
Увы, наш бюджет не позволил проехать всё расстояние на автомобиле, но некоторое количество пути, в том числе и по России, мы преодолели на четырёх колёсах. Местами мы просто просили нас подвезти – и многие соглашались. Именно благодаря этому мы в Улан-Удэ и Иркустке встречались с бурятами, которых в своей книге описывает Ганс Копен... Проехались на «Волге» – я давно мечтал поездить на этом автомобиле.

– Как вам кажется, за автомобилем будущее или он умрёт?

– Когда я занимался исследованиями, то нашёл материалы, из которых следовало, что в Нью-Йорке 100 лет назад было немало людей, которые вовсе не испытывали восторга от автомобиля, а выступали против. В этой технике они видели опасность вытеснения человека из сферы промышленности. Но об экологии тогда никто не думал и последствий развития автомобилестроения представить не мог.
Сегодня, разумеется, мы гораздо больше озабочены экологией. И лично я думаю, что в той форме, в какой автомобиль существует сегодня, он обречён на вымирание. Мы не можем дальше продолжать загрязнять воздух, это вопрос нашей жизни или смерти…

– Мир приспособлен под автомобили или автомобили – под мир?
– Всё зависит от региона. В некоторых местах, где мы побывали, такое чувство, что мир переделан для удобства машин, а не людей… В некоторых, к счастью, ещё нет. Владивосток вот очень переделан под автомобили…

– Так есть или нет у мотора душа?

– Есть! Эту фразу в название фильма мы взяли из книги Ганса Копена. Он в одном из своих воспоминаний размышлял о том, как на последнем этапе гонок, уже подъезжая к Парижу, он был воодушевлён, горд своей машиной и тем, какое расстояние она преодолела, сколько трудностей выдержала и вот теперь одной из первых заканчивает гонки. И задался вопросом: испытывает ли такое же воодушевление, вдохновение сама машина? Есть ли у мотора душа? И он решил, что да…

Фильм «Есть ли у мотора душа», подаренный Андреасом музею, обязательно будет показан в рамках проекта «Синематека». Самого же герра Дирра пригласили организовать во Владивостоке фотовыставку, посвящённую съёмкам фильма. Примерно через год, пообещал Андреас, он вернётся в наши края…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ