Мы – не агентство добрых услуг – главный судебный пристав России ратует за расширение полномочий службы

В конце прошлой недели директор Федеральной службы судебных приставов посетил Приморье. Высокопоставленный чиновник проехал через весь край, и в каждом районе заглядывал в отдел службы. Похоже, что к такому вниманию начальства местным исполнителям закона

11 авг. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2577 от 11 авг. 2009
f89b290f9149f8a42f7d0d7d95a93488.jpg


В конце прошлой недели директор Федеральной службы судебных приставов посетил Приморье. Высокопоставленный чиновник проехал через весь край, и в каждом районе заглядывал в отдел службы. Похоже, что к такому вниманию начальства местным исполнителям закона придётся привыкать. Артур Парфёнчиков назвал Дальний Восток регионом, «важным для страны», а Владивосток – «интересной площадкой в части проведения совещаний с другими уполномоченными органами».

Среди них пограничная служба, агентство по рыболовству и различные природоохранные организации: взимание штрафов за нарушение в сфере лесопользования и незаконного вылова водных биоресурсов – одно из важных направлений в деятельности судебных приставов.
Кстати, этот вопрос, как особенно актуальный, был затронут на встрече главного судебного пристава с приморским губернатором Сергеем Дарькиным. Встреча, по словам господина Парфёнчикова, вышла «конструктивной».

– Обсудили ситуацию, связанную с предоставлением жилья сиротам. Эта проблема существует во всех регионах. Нужно не только дать квартиру 18-летнему молодому человеку, вышедшему в большую жизнь из детского дома, но и сделать так, чтобы он не лишился этой жилплощади. Кроме того, мы затронули вопросы о взыскании налогов и штрафов в местный бюджет, – рассказал он.

Несмотря на то что в Приморье Артур Парфёнчиков в первый раз, на Дальнем Востоке он – частый гость. За последний год это его третий визит. До приезда главного российского судебного пристава в регионах, куда он намеревался отправиться, работали комиссии. Результаты проверок позволили сделать определённые выводы.

– Есть претензии и вопросы к каждому региону, – заявил он. – Наиболее благоприятная ситуация складывается в Хабаровском крае. В Приморье, чтобы вывести его на должный уровень, ещё многое предстоит сделать.

Впрочем, московский начальник сделал скидку на то, что его приморский коллега Андрей Углов находится у руля территориального управления не слишком долго и у него есть «ресурс времени, чтобы навести порядок».

«Прорехи» в работе руководитель службы увидел в нескольких местах:
– На Дальнем Востоке меня беспокоит уровень дознания нашей службы. Есть вопросы по реализации имущества. Главная проблема – незначительное количество поверенных организаций, которые могут это делать.

Совет Федераций внёс в Госдуму законопроект, где планируется расширение подследственности судебных приставов.

– Сейчас часть выявляемых нами преступлений, в том числе и мошенничество с банковскими кредитами, мы вынуждены отдавать в отделы внутренних дел. А было бы правильно позволить нам возбуждать уголовные дела, – объяснил свою позицию главный судебный пристав.
Ещё одно новшество кроется в новой редакции закона «Об исполнительном производстве». Принятые пока только в первом чтении поправки касаются минимальной суммы исполнительского сбора по имущественным взысканиям. Сегодня это семь процентов от суммы долга. Зачастую людям удобнее подождать судебного пристава, чем идти в банк или сберкассу, тратить деньги на проезд, стоять в очереди.

– Но служба судебных приставов – не агентство добрых услуг, и штрафная санкция должна быть соразмерна поведению должника, – считает Парфёнчиков.

Ещё одна новинка, которая затруднит жизнь должникам, – отказ в выдаче заграничного паспорта. Пока эта мера действует по соглашению миграционной службы и службы судебных приставов. Впрочем, Артур Парфёнчиков назвал этот способ более простым и щадящим по сравнению с ограничением права выезда.

«Важным шагом вперёд в развитии службы» он назвал не так давно предоставленное приставам право по решению суда доставлять свидетеля в суд. Пристав может входить в жилое помещение без согласия проживающего там лица и принудительно приводить его на заседание.

Всё это, по его словам, делается в интересах прав граждан, которые месяцами находятся под стражей, пока важные свидетели уклоняются от встречи с Фемидой.

Заметим, что нашим незаконопослушным гражданам ещё повезло. Законы относительно должников, против которых выступают правозащитники, гораздо либеральнее тех, которые существуют в развитых демократических, как мы их называем, странах.

– В прошлом году мы проводили семинар с финскими коллегами, – рассказал чиновник, – они наделены крайне жёсткими полномочиями в отношении имущества должника, не только находящегося в его собственности, но и в собственности его родных и знакомых. Если у пристава есть основания подозревать, что имущество, находящееся у третьих лиц, приобретено на средства должника, пристав имеет право арестовать его. Впоследствии лицо может обжаловать действия пристава в суде.

В России – наоборот. Сделки могут быть признаны ничтожными на основании решений суда. Так что наш должник более защищён.

Менее сурово российское законодательство к алиментщикам. Во многих странах, например, в Израиле или Франции, неуплата алиментов карается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет. У нас алиментщика для начала стараются устроить на работу, а уголовная ответственность – исключительно крайняя мера. Кстати, в ряде стран должников могут лишить водительского удостоверения, лицензии на охоту или рыбалку.

Вполне возможно, что в ближайшее время наши исполнители закона тоже возьмут на вооружение эти приёмы иностранных коллег.

Справка «В»

Оощее количество производств, находившихся на исполнении в первом полугодии 2009 года в Приморском крае, составило 516 тысяч 782. Общая сумма, подлежащая взысканию, – больше 14 миллионов рублей. Общее количество производств по взысканию алиментов – 25 тысяч (окончено 10 тысяч), заработной платы – 5 тысяч производств на сумму около 130 миллионов рублей; по взысканию кредитов – больше 20 тысяч производств на сумму 34 миллиарда рублей.

Автор: Анна Бондаренко Валерьевна