В первый пошёл

До нового учебного года осталось совсем немного. 1 сентября маленькие девочки с огромными бантами и маленькие мальчики в нескладных взрослых костюмах отправятся на первый в жизни урок, за которым последуют ещё сотни, тысячи других… Волнуются и дети, и род

7 авг. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2576 от 7 авг. 2009
c8c1ebcee86b7549984f7c45f35e22db.jpg


До нового учебного года осталось совсем немного. 1 сентября маленькие девочки с огромными бантами и маленькие мальчики в нескладных взрослых костюмах отправятся на первый в жизни урок, за которым последуют ещё сотни, тысячи других… Волнуются и дети, и родители. И не зря, психологи в один голос твердят: основа успешности ребёнка в школе закладывается в первом классе, и родителям по силам сделать так, чтобы учёба вызывала у любимого чада интерес и не приносила разочарований

Хочу всё знать

Очень часто, когда родители говорят о проблеме подготовки к школе, они имеют в виду то, умеет ли ребёнок складывать буквы в слова, а цифры – в суммы. Может ли его нетвёрдая ещё рука повторить их изгибы на бумаге, а память - воспроизвести несколько стихотворных строк… Между тем, по мнению психологов, родителям надо обращать внимание не только на развитие практических навыков. Куда важнее готовность психологическая.

- Подготовка к школе происходит естественным образом при необходимом обеспечении развития ребёнка, - считает Елена Ушакова, доцент кафедры педагогики и психологии развития, кандидат психологических наук Гуманитарного института МГУ им. Невельского. – Умение читать, писать, считать – это только вводные навыки. Нам приходится сталкиваться с тем, что, умея всё это, ребёнок не хочет идти в школу, потому что у него нет интереса к учёбе.

Один из компонентов готовности к школе психологи так и называют - учебно-познавательный интерес.

- Это основа успешного обучения, - говорит Елена Ушакова, - ребёнок должен хотеть учиться, хотеть узнавать новое.
Познавательный интерес невозможно сформировать, спохватившись за год до школы. Он растёт вместе с ребёнком - с самого раннего детства. Мудрые родители не одёргивают малыша: «Не трогай, не лезь…», поддерживая тем самым интерес к миру.

Давай дружить В одном из психологических тестов, определяющих готовность маленького человечка к школе, есть вопрос: «Представь себе, что ваша учительница заболела. Что бы ты предпочёл: чтобы занятия вела другая учительница или мамы учеников класса по очереди».

- Мальчики и девочки, готовые к школе, выбирают нового преподавателя. Школа ждёт от малыша определённых навыков – он должен уметь общаться со взрослыми и сверстниками и иметь потребность в общении, - объясняет Елена Ушакова. – Качество общения и потребность в нём - ещё один из компонентов готовности к школе.

Это умение формируется, в частности, и в дошкольных учреждениях. Играя друг с другом, занимаясь с воспитателем, дети учатся действовать по правилам. Впоследствии это очень пригодится на уроках, где ребёнок должен на слух воспринимать инструкцию, которую даёт ему учитель, и действовать самостоятельно – по правилам и зрительно воспринимаемому образцу.
Если ребёнок не ходил в детский сад и у него маленький опыт общения (это проблема особенно актуальна для нашего города), ему будет очень сложно адаптироваться в коллективе. Малыш чувствует себя некомфортно, отсюда и разнообразные проблемы – неврозы, бессонница. Если ребёнок не ходит в детский сад, психологи советуют водить его в группы развития, где есть различные виды деятельности: сюжетно-ролевые игры, рисование, лепка…

Всё сам

Ещё одна норма – самостоятельность поведения. Ребёнок должен уметь собрать свою сумку, сложить вещи, навести порядок на столе, самостоятельно поесть и, наконец, знать свою фамилию, имя, чтобы не потеряться в бесконечных школьных коридорах или на улице.
Для примера – ещё один психологический тест. У ребёнка спрашивают имя, отчество родителей, место их работы, домашний адрес, телефон. К семи годам он должен владеть такой информацией: это необходимая мера безопасности, которая позволяет ориентироваться в пространстве.

Малыш должен понимать, что его папа и мама занимают определённое место в жизни.

Родительский день

Некоторые родители перед 1 сентября волнуются даже больше, чем их дети.
- Определённая доля волнения естественна, - считает психолог, - но слишком переживать не стоит. Ребёнок «считывает» родительскую тревогу и заражается страхом. По большому счёту, родителям не о чем беспокоиться – во многих школах начальные классы расположены в отдельных «отсеках» и находятся под постоянным надзором учителей.
Кстати, от отношений с педагогами зависит многое. Поэтому родителям надо учиться находить общий язык с преподавателем.

Иногда бывает так, что родители надумывают проблемы, проецируя тревоги и трудности собственного детства на происходящее со своим ребёнком. Такое отношение выливается в конфликт с педагогом.

Елена Ушакова в этом случае советует тщательно проанализировать происходящее, опираясь исключительно на факты, а не на идущие из прошлого чувства.

- Если же, несмотря на все старания, ребёнку очень сложно учиться, необходимо выяснить причины трудностей, возможно, с помощью психолога, - советует она. – Но может быть, ребёнок просто ослаблен физически. Ведь дети тоже могут страдать синдромом хронической усталости. Они отсиживают уроки, потом посещают несколько кружков, после выполняют домашнее задание… По нормам первоклассник должен спать 12 часов в день, 3 часа – проводить на улице, полчаса-час должно отводиться на домашние занятия.

- К сожалению, универсального признака готовности ребёнка к школе нет, - заканчивает Елена Ушакова, - но даже если вы понимаете, что спохватились слишком поздно – на дворе начало августа, – не переживайте. Проведите с ребёнком отпуск – дайте ему как можно больше хороших впечатлений и положительных эмоций! Пусть в первый класс он пойдёт отдохнувшим и счастливым.

Автор: Анна Бондаренко Валерьевна