Золото Колчака

В марте - октябре 1919 года по приказу адмирала Александра Колчака из Омска во Владивосток было отправлено 217 тонн золотого запаса Российской империи - в качестве расчёта с японцами за оружие и амуницию. 26 ящиков с «золотом Колчака» пропали по дороге в

7 авг. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2576 от 7 авг. 2009
b7363fc30b2e3bf9057eb1d1f4d6131e.jpg


В марте - октябре 1919 года по приказу адмирала Александра Колчака из Омска во Владивосток было отправлено 217 тонн золотого запаса Российской империи - в качестве расчёта с японцами за оружие и амуницию. 26 ящиков с «золотом Колчака» пропали по дороге в Иркутск на станции Тайга, 13 ящиков - на станции Тыреть. Последний эшелон с золотом захватил в Чите атаман Семёнов, позже он передал его японцам. До настоящего времени неизвестна судьба 39 ящиков с золотом и драгоценностями на сумму в 35 миллионов золотых рублей.

*Продолжение. Начало в номере за 31 июля*

Об иркутском следе царской казны «В» рассказал в прошлом «пятничном» номере (см. «В» за 31 июля. - Прим. авт.). Сегодня - рассказ о поисках «золота Колчака» в Приморье.

Полуостров сокровищ

3 ноября 2005 года Информационное агентство национальных новостей (АНН) распространило информацию о «поисках клада с оружием и ценностями в одной из недавно обнаруженных пещер в предгорьях Сихотэ-Алиня под Владивостоком. Идея провести археологические раскопки в 20 километрах от Владивостока официально принадлежит приморскому туристическому клубу «М-20», специализирующемуся на организации автотриалов и экстремального отдыха. При поддержке Дальневосточного государственного университета, имеющего право проводить раскопки, было решено разобрать случайно обнаруженную ранее неизвестную рукотворную пещеру. Организаторы раскопок методом промышленной археологии, проще говоря, с помощью японского мини-экскаватора полностью вскрыли древнюю пещеру и, не найдя ничего, кроме следов взрыва, свернули поиски. Теперь в планах клуба «М-20» - восстановить пещеру и организовать в те места туристический маршрут».

Далее, по словам корреспондента АНН, после официального завершения поисков и снятия милицейской охраны местом раскопа заинтересовались «чёрные копатели», видимо, клюнувшие на «бородатую» легенду. По слухам, в обвалившейся пещере якобы хранились ящики с «золотом Колчака», похищенные партизанами Сергея Лазо ещё в Гражданскую войну.
В ноябре 2005-го сообщение о поисках в пригороде Владивостока «клада с оружием и ценностями» прошло незамеченным. Потому как не было причины бить в колокола, сокровища-то не нашли! Между тем за скупыми новостными строчками таилась увлекательная, отчасти криминальная история, которая началась за два года до вышеназванных археологических изысканий на полуострове Муравьёва-Амурского, в Яловицком ущелье. И о которой до сих пор мало кто знал.

Я трогал золото собственными руками

- Весной 2005 года в музей нашего клуба пришёл Виктор Шумов, коренной житель Садгорода. Он здесь родился, здесь же жили его родители. Шумову тогда было лет 56-58. Всю свою сознательную жизнь он провёл в лесу, с весны до зимы собирая на продажу черемшу, ягоды, коренья, грибы. Виктор Петрович фактически жил бортничеством, нигде не работая. Лес его кормил и поил, - рассказал руководитель общественной организации «Автоклуб «М-20» Сергей Матвиенко.

Надо сказать, что явление Виктора Шумова в музее автоклуба «М-20», обосновавшегося в районе станции Садгород, не было случайным. Местные жители, зная о страсти Сергея Яковлевича к предметам быта советских времён, несли ему паровые и электрические утюги, счётные, печатные и швейные машинки, самовары, ламповые радиолы, телевизоры, мопеды, мотоциклы и прочую домашнюю утварь, отслужившую свой срок. Иногда граждане артефакты продавали, но чаще всего довольствовались словами благодарности.

Когда Шумов появился в музее автоклуба «М-20», то Матвиенко поначалу подумал, что «абориген» принёс какой-нибудь «раритет» и сейчас начнёт клянчить вознаграждение, что уже не раз случалось. Но Виктор Петрович пришёл не за деньгами.

Шумов рассказал, что три года назад, промышляя в районе Богатинского водохранилища, он нашёл пещеру, в которой находились ящики с оружием, в основном с револьверами, ящики с надписью «Банк Российской империи», какие-то высокие тубы, как у чертёжников, и золотые слитки, клеймённые двуглавым орлом.

- Я их трогал своими собственными руками, - уверял Шумов. - Почему не взял? Потому что испугался! А вдруг золото заминировано?

По его словам, в «пещеру Али-Бабы» он попал через явно рукотворный лаз, похожий на штольню, длиною примерно восемь метров. Когда Шумов полз, на пути ему попались кости и череп козы. Сначала лаз был узким, но метров через пять он стал расширяться, постепенно превращаясь в пещеру... у которой был вход с другой стороны сопки.

Два года Виктор Петрович жил со страшной тайной в душе. Представляете состояние мужика: он был сказочно богат и не мог этим богатством воспользоваться! На золото, которое хранилось в пещере, можно было уехать за границу и жить там припеваючи, ни в чём себе не отказывая. А Шумов не мог купить даже бутылку водки! Ему хотелось рассказать о находке первому встречному, но он боялся: золото болтливых не любит.

Промаявшись два года, Петрович решился-таки на официальное заявление, но перед этим он захотел в последний раз полюбоваться «своими» сокровищами. Только в пещеру он не попал - вход и штольня оказались заваленными. И тогда Шумов пошёл к Матвиенко.

- Проанализировав рассказ Шумова с одним из сотрудников краеведческого музея имени Арсеньева, мы сделали вывод, что в пещере, возможно, было «золото Колчака». Вернее, его часть, - говорит Сергей Матвиенко. - На это указывали гербовые клейма на слитках, которые якобы видел Шумов, а также близость землянки Сергея Лазо. Она находилась примерно в трёх километрах от пещеры. Собственно, землянка и подвигла нас на раскопки, поскольку мы решили, что пещеру могли вырыть «красные» партизаны, обустроив в ней хранилище оружия и драгоценностей.

Будущие поколения прояснят

Как известно, с открытием архивов история претерпевает изменения, зачастую головокружительные. И привычные для нас события получают иную окраску и оценку. Так, сейчас бытует мнение, что интервенты в годы Гражданской войны появились в Приморье отнюдь не из-за любви империалистов к низвергнутой династии Романовых и не из-за симпатии к Белому движению. К примеру, те же японцы настороженно, с недоверием относились к адмиралу Колчаку, открыто выступавшему против присутствия на территории России
войск Страны восходящего солнца. А чешские легионеры, можно сказать, «братья по оружию», и вовсе сдали верховного правителя большевикам в марте 1920 года вместе с остававшимися у адмирала 13 вагонами золота.

Сегодня некоторые историки говорят, что не на нищую Россию, раздираемую Гражданской войной, позарились японцы и американцы, высадившись во Владивостоке в 1918 году. Оккупантам не нужны были чужие проблемы. Их затянула в Приморье половина золотого запаса Российской империи, отбитого у большевиков в Казани войсками «белого» генерала Каппеля в августе 1918 года. Собственно, отсюда корни «золота Колчака», часть которого попала во Владивосток. «В» об этом уже писал.

Несомненно, о нахождении во Владивостоке царского золота, предназначенного японцам, знали и местные большевики. Как гласит одна из легенд, однажды тёмной ночью по приказу Сергея Лазо они совершили успешный налёт на «золотой» эшелон, стоящий на путях станции Первая Речка. Ничего из ряда вон выходящего в этом нет. Гражданская война, хоть и была направлена против буржуев и мироедов, тем не менее, тоже требовала денег. Впрочем, как все войны и революции вне зависимости от ярлыков и лозунгов их сопровождающих. Вспомните главного большевистского налётчика Камо.

Что касается золота, похищенного красными партизанами, то, опять же по легенде, его спрятали в Лузинском ущелье в пещере, неподалёку от землянки, где зимой в 1918-1919 годах скрывался Сергей Лазо. Чтобы партийный «кошелёк» всегда был под рукой. Белогвардейцам не было необходимости делать схроны в тайге. По одной из версий, в пещеру также стекались все ценности, экспроприированные большевиками и, что не исключено, поступавшие во Владивосток из Москвы на нужды подпольщиков.
Своё мнение по этому поводу высказал известный специалист по ювелирному искусству Фаберже, эксперт Министерства культуры РФ и консультант Русского отдела аукционного дома «Кристи» Валентин Скурлов, недавно побывавший во Владивостоке.
- Я не исключаю (как историк), что финансирование деятельности Сергея Лазо осуществлялось из Москвы ценностями Фаберже. Напомню, что в составе эшелона Колчака были не только золотые слитки, но и золотые, серебряные и платиновые ювелирные вещи. В Казань ещё до октября 1917 года Временное правительство эвакуировало также ценности Петроградской ссудной казны (то есть ломбардные заклады из золотых, серебряных и ювелирных вещей). Речь идёт о десятках миллионах золотых рублей. Я вполне допускаю, что Москва посылала вещи Фаберже на Дальний Восток. Японские оккупанты, безусловно, понимали ценность предметов придворного императорского ювелира Фаберже, поскольку начиная с 1890-х годов огромное количество вещей Фаберже приходило в Японию, - рассказал корреспонденту «В» Валентин Скурлов.

Как бы ни кощунственно это прозвучало, но есть версия, что Сергей Лазо и его соратники Луцкий и Сибирцев пострадали от японцев именно из-за золота, а не из-за революционных убеждений. Их арестовали в ночь с 4-го на 5-е апреля 1920 года, а в мае-июне этого же года появилась информация об их насильственной смерти. Кстати, несмотря на каноническую версию их гибели - сожжение в паровозной топке, в этом деле много нестыковок. Так как ещё никто толком не работал с архивами ВЧК-КГБ-НКВД. Недоступны также архивы президента и Особые архивы. Как говорят историки, «будущие поколения исследователей прояснят».

Окончание следует

Автор: Кожин Сергей