Хабаровская премьера. В дальневосточной столице Владимир Путин «нажал на газ»

В минувшую пятницу на Дальнем Востоке, а именно в Хабаровском крае, побывал премьер-министр Владимир Путин. «Складывающаяся ситуация подталкивает нас к тому, чтобы развивать этот регион», - такое заявление сделал высокий гость в интервью Первому каналу в

4 авг. 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2573 от 4 авг. 2009
8fed59daacd25012224e16fa5cdc89b1.jpg


В минувшую пятницу на Дальнем Востоке, а именно в Хабаровском крае, побывал премьер-министр Владимир Путин. «Складывающаяся ситуация подталкивает нас к тому, чтобы развивать этот регион», - такое заявление сделал высокий гость в интервью Первому каналу в ходе поездки в ДВФО.

Белуха имени Путина

Пожалуй, главным поводом для полёта главы правительства на восточный край страны стало столь торжественное событие, как сварка первого стыка магистрального газопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток». Владимир Путин не в первый раз участвует в подобных триумфальных перфомансах. Так, в аккурат перед своим избранием на второй президентский срок, в начале 2004 года, он здесь же, в Хабаровске, торжественно открыл федеральную трассу «Амур» (Чита – Хабаровск). Правда, сейчас в ходе упомянутого интервью Путин признал, что дорогу эту «мы до сих достраиваем» (а его полпред на Дальнем Востоке Виктор Ишаев добавил, что на совещании с премьером был рассмотрен и вопрос ремонта дороги от Хабаровска до Владивостока: «Есть рабочие руки, производственные мощности, средства, чтобы восстановить эту трассу»). Остаётся надеяться, что с газопроводом подобных проволочек не случится и он будет введён в эксплуатацию, как планируется сегодня, в третьем квартале 2011 года. В пресс-службе приморской администрации уточнили, что «начать строительство газопровода на территории Приморского края планируется уже в августе этого года».

Интересно, что премьер-министр не просто присутствовал на церемонии сварки газопровода, а, как сообщили информагентства, именно «произвёл сварку первого стыка» под руководством специалистов (произошло это у села Георгиевка района имени Лазо Хабаровского края), после чего расписался на «трубе». Более того, в тот же день на острове Чкалова в Охотском море премьер в сопровождении учёных переоделся в гидрокостюм и по пояс зашёл в воду, чтобы лично закрепить передатчик на жировом горбу белухи (это делается для изучения миграции морских животных). Подобные действия, во-первых, напоминают прошлогодние приключения Путина в приморской тайге, где он лично обез-движил и даже поцеловал тигрицу, а во-вторых – наглядно демонстрируют столь востребованное в нынешние кризисные времена «ручное управление» страной.

Впрочем, сам Путин особо подчеркнул: «Я бы не сказал, что у нас всё осуществляется в ручном управлении, это не так. Всё-таки у нас работает система, и она срабатывает, эта система.

В целом, на мой взгляд, правительство справляется».

Помимо столь экзотического «пленэра» в Хабаровске Путин провёл ряд мероприятий кабинетно-совещательного характера. Немалый интерес центральных СМИ вызвала процедура выкупа акций Амурметалла (Комсомольск-на-Амуре) - единственного на Дальнем Востоке металлургического завода по выплавке стали. В присутствии Путина глава госкорпорации «Внешэкономбанк» Владимир Дмитриев и гендиректор «Метрополь Групп Лимитед» подписали предварительное соглашение о покупке 80,5 проц. акций Амурметалла «ВЭБ-Инвестом» и 19,5 проц. – самим Внешэкономбанком. «Предприятие оказалось в сложной ситуации, с большой кредиторской задолженностью и необходимостью завершения программы модернизации, - пояснил журналистам Дмитриев. - Надо добиваться реструктуризации задолженности и завершения программы модернизации. Мы за это взялись».

Светлое будущее приморского автопрома

Для приморцев приезд премьера на Дальний Восток может оказаться наиболее интересным в двух других аспектах. Во-первых, в Хабаровске в присутствии Путина тот же Владимир Дмитриев и гендиректор компании «Соллерс» Вадим Швецов заключили кредитное соглашение объёмом около 5 млрд рублей. 1,3 млрд из этой суммы пойдёт на проект по организации автомобильного производства в Приморском крае мощностью более 15 тысяч автомобилей в год, остальные средства будут направлены на развитие производства компании в особой экономической зоне «Алабуга» (Татарстан).

Напомним, что ещё в марте во Владивостоке было подписано соглашение между «Соллерсом» и администрацией Приморского края о создании автосборочного производства. В середине июля губернатор Сергей Дарькин сообщил, что предприятие планируется разместить в цехах владивостокского Дальзавода, а не в Находке или Арсеньеве, как предполагалось ранее.

В последних числах июля Владимир Путин сделал руководству Внешэкономбанка соответствующее предложение, которое, как видим, получило своё развитие в ходе премьерской поездки в Хабаровск. «Соллерс», владеющий заводами «УАЗ», «ЗМЗ» и «ЗМА», выпускает автомобили под марками «УАЗ», SsangYong, Fiat, Isuzu и др. Предполагается, что во Владивостоке начнётся выпуск грузовиков Isuzu, фургонов Fiat Ducato, внедорожников SsangYong. Заявлено также, что количество создаваемых рабочих мест на автосборочном производстве составит около 700 человек, на компонентных производствах – ещё около 300. «Кредитное соглашение рассчитано на шесть лет. Предприятие планирует выпускать востребованный на рынке модельный ряд автомобилей, поэтому считаем данный проект достаточно перспективным», - заявил глава ВЭБ Дмитриев, тем самым полемизируя с мнением, что организация автосборки во Владивостоке – по преимуществу политический проект, призванный сгладить недовольство местного населения повышением пошлин на ввоз подержанных машин и планами по запрету правого руля.

Вместе с тем полпред президента в ДВФО Виктор Ишаев признал по итогам совещания, что «это политическое решение. Это ответы на многие вопросы, чтобы здесь Дальний Восток не загружать подержанными машинами».

Кстати, как сообщают в пресс-службе администрации Приморского края, «на совещании было отмечено, что первый автомобиль приморской сборки сойдёт с конвейера 29 декабря 2009 года». Столь чёткое планирование конкретного дня могло бы вызвать некоторое недоумение. Однако если сопоставить это заявление с тем фактом, что на последнюю декаду декабря также запланирована первая отгрузка нефти на экспорт из Козьмино, то слухи о планах президента Дмитрия Медведева накануне Нового года посетить Приморье кажутся уже не просто слухами…

Во-вторых, в Хабаровске Владимир Путин творчески развил принятое ранее федеральным центром решение наполовину дотировать авиаперелёты с Дальнего Востока до Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи для молодёжи и пенсионеров на летний период. Если сначала льготный период длился с 15 мая до 15 сентября, то теперь его решено увеличить до конца октября.

- География перевозок льготников будет расширена по самому региону Дальнего Востока, ведь не всем нужно ехать, например, из Анадыря в Москву или Санкт-Петербург, - добавил Виктор Ишаев по итогам совещания. - Кто-то хочет приехать в Хабаровск или во Владивосток. А пока такая поездка стоит не меньше, чем поездка до центра страны.

~~Прямая речь

Владимир Путин – в интервью Первому каналу:
- До сих пор нет единого энергоснабжения, единой газовой системы, Дальний Восток не закольцован в единую электроэнергетическую систему страны. Этого до сих пор нет. Мы до сих пор достраиваем дорогу Чита - Хабаровск. Поэтому работы здесь очень много, это очевидно. Но очевидно и то, что Дальний Восток, Восточная Сибирь - это не только кладовые природных ресурсов для России, это важнейшая часть для мирового хозяйства, которая находится под суверенитетом России и будет находиться под её суверенитетом. Складывающаяся ситуация подталкивает нас к тому, чтобы развивать этот регион. И не только в связи с тем, что мы наблюдаем негативный для нас процесс: выезд населения из регионов страны. Но ещё и потому, что есть объективные факторы для того, чтобы развивать этот регион, что очень активно развивается Азиатско-Тихоокеанский регион в целом в мире. Это - экономическое будущее человечества, так, во всяком случае, смотрится сегодня. И мы тоже часть этого региона… Сейчас мы приступаем, по сути, к очень масштабной работе …которая сопоставима и может быть, безусловно, поставлена в один ряд с крупнейшими индустриальными проектами в истории нашей страны. Это - газификация Восточной Сибири и Дальнего Востока, включение в общую энергетическую сеть.~~

Автор: Отдел общественных проблем и политики «В»