Музыка горячей души
Не так давно – накануне закрытия музыкального сезона – в Большом зале Приморской филармонии звучала музыка Чайковского. Вместе с Тихоокеанским симфоническим оркестром играла Чан Ти Хе – молодая талантливая скрипачка, о непростой творческой судьбе которой
Не так давно – накануне закрытия музыкального сезона – в Большом зале Приморской филармонии звучала музыка Чайковского. Вместе с Тихоокеанским симфоническим оркестром играла Чан Ти Хе – молодая талантливая скрипачка, о непростой творческой судьбе которой «В» уже писал.
Во Владивосток Ти Хе приехала в 1993 году - с родителями-миссионерами из Южной Кореи. Здесь начала учиться играть на скрипке. Талант, открывшийся у девочки, заставил её родителей сменить первоначальные намерения через пару лет покинуть Владивосток. Они решили остаться и дать дочке возможность продолжить музыкальное образование, ведь Владивосток в этом смысле уникальный город – здесь и музыкальное училище, и академия искусств, и симфонический оркестр! Просто плодородная почва для настоящего таланта.
В том, что у девочки дар божий, не сомневались ни педагоги, ни она сама. Но по разным причинам «дуэт» талантливой студентки и академии искусств не сложился. После года обучения Ти Хе покинула стены академии. Тогда случившееся называли скандалом, сегодня же Ти Хе считает, что это было просто испытание.
- Я христианка, верю, что Господь посылает испытания не просто так. Уже несколько лет, как я перестала быть студенткой академии, а до сих пор, когда встречаю бывших сокурсников, первый вопрос: ну как ты, не надумала доучиться? Когда-то мне и правда казалось, что нет ничего важнее корочки… А теперь… Думаю, что из тех испытаний вышла повзрослевшей, закалённой. Правда, из жизнерадостной девочки, смотревшей на мир сквозь розовые очки, я стала немного другой, но в целом рада, что в моей жизни всё случилось именно так, а не иначе. Многие выпускники академии не нашли себя, не нашли своего применения как музыканты и остановились в развитии, а я – ни на минуту не останавливалась.
Я бы с удовольствием сыграла на одной сцене со своими бывшими педагогами.
- Вы занимались сами?
- Мне повезло – я познакомилась с мастером, отличным человеком и прекрасным педагогом, у которого и занималась несколько лет и многому научилась. Зовут его Владимир Большаков. Год назад, увы, он ушёл из жизни.
- Вы рано начали концертную деятельность, да и не прекращали её, собственно…
- Да. Но я не считаю концерты самой важной частью своей жизни. Недавно я начала работать в благотворительной организации, помогать людям, оказавшимся в тяжёлой ситуации, больным детям, проблемной молодёжи. Мы бываем в колониях, детских больницах, детских домах… Я везде играю, выступаю. И это кажется мне более важным.
- Колонии, детские дома… Эпицентр горя… Нужно ли музыканту видеть такое?
- Необходимо! Я хочу жить реальной жизнью, нести добро другим, делать людей счастливыми. И потому иду к тем, кто чувствует себя брошенным, чтобы они поняли, что на самом деле не одиноки.
- Трудно представить себе, чтобы в колонии, например, с восторгом встречали классическую музыку…
- Поэтому я специально подбираю репертуар, играю музыку кино, популярную и классику, но в разумных пределах. И вижу, что люди, которые слушают меня, немного меняются, у них лица светлеют, они впускают в души мир, добро, пусть ненадолго, но всё же это семена… Я счастлива такой жизнью, это для меня и значит – добиться успеха!
Конечно, выступать в больших красивых залах перед публикой мне тоже нравится. Работать с таким прекрасным музыкантом, человеком, тонко понимающим музыку, как Михаил Аркадьев, - большое удовольствие.
- Вы очень эмоционально играете…
- Это правда. Я ничего не могу принимать просто так, даже удивляюсь, когда смотрю на равнодушных, холодных ко всему людей – как они так умеют?
- Говорят, что концерт Чайковского вы выучили чуть не за два дня…
- Я бы сказала, в рекордно короткие сроки. Даже сама поразилась! Стараюсь всячески развивать в себе работоспособность, потому что это качество легко потерять.
Я вообще не думала, что когда-то буду играть Чайковского с таким чувством…
Когда мне предложили сыграть Второй концерт, я стала читать о Чайковском, узнала о нём очень много и нашла много качеств, которые мне импонируют: его стремление исправлять собственные недостатки, бороться с ленью… И, исполняя Второй концерт, я, по сути, открывала для себя эту музыку.
- Когда вы выходите на сцену, вы…
- Хочу дарить людям духовную радость. Хочу, чтобы люди, придя на мой концерт, нашли именно то, что искали: кто потерял покой – обрёл бы его, кто живёт без любви, почувствовал бы, послушав музыку, что он не один на свете, что Бог любит его… Для меня это самое главное.
Я знаю, что есть люди, которые ходят на все мои концерты, и хотела бы сказать им спасибо.
- Вы видите себя в дальнейшем как профессиональную скрипачку?
- Да. Но я хочу найти себе приложение не только в музыке, хочу заниматься благотворительностью и дальше. И в этой деятельности быть профессионалом.
- Есть ли у вас авторитеты среди скрипачей?
- Да, это Давид Ойстрах и Илья Грингольц. Ойстрах – великий музыкант и прекрасный человек. А у Ильи есть своя манера исполнения, изюминка, особенность. Это мне очень нравится.
- Своих будущих детей будете учить музыке?
- И не только музыке, но и в спорт их отдам, потому что уверена, что детям это только на пользу. Да, они пойдут в музыкальную школу, но если не захотят связать свою жизнь с музыкой, заставлять не стану.
- Вы свою жизнь связываете с Владивостоком?
- Да. Я давно уже не чувствую себя кореянкой, которая на время приехала во Владивосток из Южной Кореи, я чувствую себя жителем этого города! И только удивляюсь вопросам: почему ты не уезжаешь в Корею, там же лучше, легче?.. Думаю, что не зря я приехала во Владивосток и не воспользовалась возможностью уехать отсюда, а она была. Я чувствую, что здесь моё место, здесь меня держит многое, и не только музыка.
- Какие качества должны быть у хорошего музыканта?
- Талант от Бога. Старание, без которого в музыке просто никак. И главное – доброта, горячая душа. Если тебе нечего показать, отдать людям, никакая высокая отличная техника не сделает тебя музыкантом, тебя забудут. И наоборот. В памяти людской остаётся тот, кто способен отдавать, делиться добротой.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ