Цепь выживания
Месяц назад в кардиологическом отделении городской клинической больницы № 1 Владивостока заработала новая палата интенсивной терапии для больных с инфарктом миокарда. Новейшее оборудование, такое же, как устанавливается в клиниках мирового уровня, помогае
Месяц назад в кардиологическом отделении городской клинической больницы № 1 Владивостока заработала новая палата интенсивной терапии для больных с инфарктом миокарда. Новейшее оборудование, такое же, как устанавливается в клиниках мирового уровня, помогает врачам спасать, казалось бы, безнадёжных больных.
Необычная палатаНа первый взгляд ничего особенного: палата как палата. Пять функциональных кроватей, экраны мониторов, штативы для капельниц… Однако это особая гордость больницы.
- Пришлось переделывать буквально всё, начиная с пола, стен и электропроводки и заканчивая системой подачи кислорода и кондиционирования воздуха, - объяснила корреспонденту «В» врач высшей категории, кардиолог с 20-летним стажем Лариса Махонько. – Информация следящей аппаратуры доступна не только возле пациента, но и дополнительно выведена в ординаторскую, где стоит центральная станция слежения и мониторирования, с помощью которой мы можем непрерывно наблюдать состояние пациента, особенности его сердечного ритма, дыхания, насыщения крови кислородом и ряд других параметров. Так что теперь работающие у нас доктора высочайшего класса получили соответствующую техническую поддержку. Если бы мне лично пришлось выбирать, где лечить сердце – здесь или в Нью-Йорке, я бы ещё подумала, - смеётся врач.
Стоимость «интенсивки» - целый комплекс медицинских, организационных вопросов и два с половиной миллиона рублей. Деньги на оборудование, ремонт и оснащение выделили администрация Владивостока и Фонд обязательного медицинского страхования. Потребовалось привлечь и внебюджетные средства больницы (деньги от оказания платных услуг).
По словам главного врача больницы кандидата медицинских наук Сергея Лебедева, открытие этой палаты стало очередным звеном в «кардиологической цепи выживания», которую на протяжении многих лет выстраивают городские власти и медицинское сообщество Владивостока и Приморского края.
Без отсрочки
- В ней много звеньев, - продолжает он. – Первым является этап скорой помощи, которая уже несколько лет работает по программе догоспитальной тромболитической терапии.
Бригады «неотложки» имеют в своём арсенале специальный фармакологический препарат, растворяющий тромбы, образующиеся в сердечных сосудах при инфаркте миокарда. Врачи «скорой», не теряя ни одной лишней минуты, могут ввести его дома, на производстве, одним словом, там, где человека застиг сердечный приступ.
Лекарство дорогое: необходимая одному пациенту доза стоит 50-60 тысяч рублей. Уже четыре года подряд городской бюджет выделяет на эти цели от двух с половиной до шести миллионов рублей. Статистика показывает, что эта статья расходов абсолютно оправдана.
Достаточно заметить, что ещё в 2003-2004 годах показатели смертности среди людей, перенёсших крупноочаговый инфаркт в течение первых тридцати дней от развития сердечной катастрофы, достигали 24 процентов. Сегодня этот показатель меньше 14.
Ещё один дополнительный шаг в этом направлении: со второго полугодия 2009-го этот препарат будет приобретаться для палаты интенсивной терапии МУЗ ГКБ № 1 на средства фонда. Это даст гарантию современнейшего лечения ещё большему числу больных.
Первые среди первыхВ том числе и благодаря этому успехи владивостокских врачей были замечены на мировом уровне.
На Международном заседании экспертного совета по выработке стратегии активного раннего лечения инфаркта миокарда в Будапеште Сергей Лебедев выступил с докладом о том, как обстоят «сердечные дела» в нашей стране, во многом опираясь на примеры и опыт Владивостока. К обсуждению предлагалось несколько тем, в том числе о том, в каком виде существует национальный стандарт лечения инфарктов миокарда и как он реально воплощается в жизнь.
- Пока нельзя сказать, что Владивосток первый в стране по всем показателям в лечении пациентов с инфарктом миокарда. Есть территории, где развиваются другие технологии лечения и достигнуты достойные результаты, - говорит врач, - но по динамике воплощения новых методов лечения мы одни из лучших. Если говорить о том, каких результатов мы добились, то в группе пациентов, которые получили тромболитическую терапию при инфаркте миокарда, цифры смертности в тридцатидневный период вполне сопоставимы с теми, которыми «хвастают» страны западной Европы и США, – 4,4 процента.
Надо заметить, что программа догоспитального и раннего госпитального тромболизиса действует всего в 15 регионах страны. Приморская столица стала первой на Дальнем Востоке. За нами пошли Якутия, Сахалин и Хабаровск.
Сердечные тонкости
Конечно, внедрение этой программы – огромный шаг вперёд, но другой показатель – количество возникающих инфарктов – не даёт расслабляться врачам и властям. Специалисты разделяют инфаркты миокарда на две категории: крупноочаговые и мелкоочаговые. Последних во Владивостоке становится меньше.
Врачи считают, что это один из показателей работы национального проекта «Здоровье» и дополнительного лекарственного обеспечения. Усилилась борьба с гипертонической болезнью, люди медленно, но верно приходят к осознанию, что надо заниматься профилактикой заболеваний, вести здоровый образ жизни.
Что касается группы крупноочаговых инфарктов, всё выглядит иначе. Несмотря на усилия докторов, снизить количество катастроф такого рода (а внезапное образование кровяного сгустка – тромба в сердечных сосудах и есть катастрофа) пока не удаётся. Доказано, что их возникновению во многом способствуют стрессы, а их в нашей жизни хоть отбавляй…
Мало того, среди крупноочаговых инфарктов растёт количество осложнённых нарушениями ритма, кардиогенным шоком, отёком лёгких. По признанию врачей, эти патологии не прибавляют шансов на спасение жизни. К тому же большинство пациентов на всю жизнь остаются инвалидами.
- Чтобы у человека были шансы на выздоровление, важно правильное активное лечение в первые часы развития инфаркта, - поясняет Сергей Лебедев. - Поэтому после введения растворяющих тромбы препаратов он должен попасть в лабораторию к врачам-интервенционистам, которые выполнят коронарографию - рентгеновское исследование сосудов сердца и при необходимости, если найдут суженный просвет, введут стент, восстановив поток крови в сосуде.
Сейчас такая высокотехнологическая медицинская помощь доступна в ряде краевых медицинских учреждений, однако все единодушны во мнении: городу необходима технология коронарографии и стентирования в условиях муниципального учреждения здравоохранения. Сергей Лебедев считает, что базой, оснащённой всем необходимым оборудованием, могла бы стать ГКБ № 1.
Сейчас программа паритетного финансирования городским бюджетом и Фондом ОМС активно обсуждается специалистами. Не исключено, что удастся добиться поддержки на федеральном уровне.
Одно из перспективнейших направлений этого проекта – внедрение новых технологий в лечении нарушений мозгового кровообращения – инсультов. Раньше одним из препятствий было отсутствие компьютерного томографа. Сегодня на стадии завершающего согласования находится вопрос приобретения (частично на средства Фонда ОМС) самой современной его модели.
- Будем надеяться, что уже через год мы сможем лечить пациентов с инфарктами миокарда и инсультами на качественно новом уровне, а мировые показатели эффективности лечения станут для нас нормой,- заканчивает Сергей Лебедев.
Автор: Анна Бондаренко Валерьевна