Бизнес по-чурински. От Владивостока до Харбина славилась торговая марка
Сто лет назад в путеводителе по Владивостоку за 1909 год сообщалось: знаменитый торговый дом «Чурин и Ко» имел помимо роскошного магазина на ул. Светланской свои отделения в Никольск-Уссурийском, Черниговке, в Хабаровске, Николаевске-на-Амуре, Благовещен
Сто лет назад в путеводителе по Владивостоку за 1909 год сообщалось: знаменитый торговый дом «Чурин и Ко» имел помимо роскошного магазина на ул. Светланской свои отделения в Никольск-Уссурийском, Черниговке, в Хабаровске, Николаевске-на-Амуре, Благовещенске, Сретенске, Зее-пристани, Петропавловске-Камчатском, в Харбине и Мукдене. Товары из этих универсальных магазинов не оставляли никакого сомнения в их превосходном качестве.
Свой универсальный магазин фирма «Чурин и Ко» построила на главной улице Владивостока в 1890 году, потеснив на торговом олимпе компанию «Кунст и Альберс». В советское время здесь располагался универмаг для женщин и детей, сегодня, увы, закрытый. А посетители гастронома, что находится рядом, вряд ли вспоминают о бывшем легендарном хозяине-миллионщике этого здания - торговом доме «Чурин и Ко».
Иван Яковлевич Чурин, исконный сибиряк-иркутянин, решил заняться торговлей, как только генерал-губернатор Восточной Сибири граф Муравьёв-Амурский присоединил к России амурские земли. На плотах он спускался по Шилке и Амуру со своими товарами до океана, а оттуда по зимнику возвращался домой. Очень скоро дело у купца пошло в гору, Чурин пригласил в долю своих друзей - братьев Николая и Василия Бабинцевых. Новая компания охватила торговлей весь Дальний Восток.
В 1914 году фирма «Чурин и Ко» пристроила к своему магазину во Владивостоке большой четырёхэтажный дом. Его проект сделал архитектор Николаев. Есть сведения, что зодчего специально командировали в США для изучения опыта строительства подобных зданий. На первом этаже нового магазина, как и сегодня, располагался гастроном, на верхних - покупателям предлагались самые разнообразные промышленные товары.
Обслуживали посетителей в магазине Чурина по высшему классу, одинаково приветливо отпуская как дорогостоящий шоколадный набор, так и стограммовый пакетик дешёвых леденцов. Если покупателя не устраивала расцветка костюма или не было платья нужного размера, служащие с извинениями записывали адрес посетителя, чтобы незамедлительно сообщить ему, когда в магазин поступит нужный товар, срочно выписанный из Лондона или Парижа.
Сыновья Николая Бабинцева заправляли делами в Благовещенске, Василия - во Владивостоке. «Мозговой центр» торгового дома, компаньон-распорядитель Александр Касьянов жил в Москве. Бывший иркутянин стал служить у Чурина ещё 11-летним парнишкой - после окончания уездного училища. Смышлёный подросток быстро сделал карьеру - когда ему исполнилось 20 лет, он был принят в фирму полномочным компаньоном.
В 1912 году, когда Касьянов отмечал 50-летие своей коммерческой деятельности, газета «Дальний Восток» писала: «С уходом от дела Чурина Касьянов был избран остальными компаньонами распорядителем фирмы, каковым бессменно и состоит до сего времени, постепенно расширяя операции фирмы и доведя дело до того солидного состояния, в котором оно находится теперь. За многолетнюю полезную деятельность на Дальнем Востоке по торговому делу удостоен звания коммерции советника… Благотворительная деятельность как на Дальнем Востоке, так и в Москве известна всем».
Этот юбилей ознаменовался учреждением стипендии имени Касьянова для среднего учебного заведения. Основатели торговой компании были также известными меценатами. Так, живший во Владивостоке Василий Бабинцев, едва услышав об идее строительства музея Общества изучения Амурского края, внёс в кассу 500 рублей, а в следующем году добавил на полезное начинание ещё 300. Этим помощь мецената научной организации не ограничивалась. В 1912 году его сын дал деньги на издание геологической карты полуострова Муравьёва-Амурского.
Как только была построена Китайско-Восточная железная дорога, фирма Чурина открыла свои магазины в Порт-Артуре, Харбине, Инкоу, Имяньпо. Русско-японская война 1904-1905 гг. сначала до невероятности оживила торговлю, затем наступила глубочайшая депрессия. Но торговый дом «Чурин и Ко» и в этих условиях смог удержать свои позиции, сведя убытки компании к минимуму. Накануне Первой мировой оборот фирмы достиг 35 миллионов рублей, её безупречная репутация была известна во всём мире.
Октябрьский переворот 1917 года заставил знаменитый торговый дом провести реорганизацию. Так на свет появилось акционерное общество «Торгово-промышленное Товарищество на паях - преемники И. Я. Чурина и А. В. Касьянов и Ко» с капиталом в 21 миллион рублей.
Гражданская война, а затем и советская власть тоже не смогли уничтожить старейшую фирму - выручили её отделения в Маньчжурии. «Фирма «И. Я. Чурина и Ко» является одним из самых крупных русских торгово-промышленных предприятий в Маньчжу-Ди-Го, - сообщал альманах «Харбинская старина» в 1936 году, - самые крупные магазины Харбина принадлежат Чурину. Наряду с торговой деятельностью фирма учредила и ряд промышленных заведений… Чурин имеет сейчас фабрики: колбасную, красок, лаков, чаеразвесочную, водочный завод, портняжную мастерскую готового платья, большие склады русских и иностранных вин с собственным разливом в своих подвалах, механические и столярные мастерские, технические отделы, отделения автомобилей и сельскохозяйственных машин. О размерах торгово-промышленных предприятий можно судить уже по количеству занятых людей. Весь аппарат предприятия обслуживает свыше 900 служащих и рабочих».
Надо добавить, что механизация в этой русской компании была лучшей в Маньчжурии, а зарплата более высокой, чем в других фирмах. Работа в новых условиях потребовала и увеличения финансирования. Необходимые средства дал Гонконг-Шанхайский банк.
В Китае русские коммерсанты продолжили свою благотворительную деятельность, в которой так нуждались русские эмигранты. В Харбине, например, они открыли дешёвую столовую имени Александра Касьянова.
В 1930-е годы японская интервенция в Китае нанесла сильнейший удар империи Чурина-Касьянова. Владельцев принудили отказаться от всех прав на собственность (о непростых перипетиях того времени написал в своих рукописных воспоминаниях сын Касьянова, они хранятся в Музее русской культуры в г. Сан-Франциско).
Тем не менее в Харбине помнят о знаменитом русском предпринимателе. На Большом проспекте сохранился Чуринский универсальный магазин, где по-прежнему идёт бойкая торговля. На первом этаже прямо среди прилавков можно увидеть бюст Ивана Яковлевича Чурина. Весной этого года в Харбине широко отмечалось 109-летие этого крупнейшего универсального магазина.
Автор: Амир Хисамутдинов