Поберегись! Первые авто… и ДТП

Большинство исследователей считают, что первый автомобиль появился в нашем городе в 1906 году – это была машина, изготовленная на немецком заводе Доймлера. Авто привёз из Гамбурга владивостокский купец Дикман.

31 июль 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2572 от 31 июль 2009
ca6732838ac56803d3d20d18cb4cfa08.jpg

Большинство исследователей считают, что первый автомобиль появился в нашем городе в 1906 году – это была машина, изготовленная на немецком заводе Доймлера. Авто привёз из Гамбурга владивостокский купец Дикман.

Как присяжный наехал на генеральшу

Появившиеся во Владивостоке в начале прошлого века авто, будучи большой редкостью, пугали прохожих и лошадей. Не заставили себя ждать и первые аварии. Одна из них произошла 26 июля 1907 года в 5 часов вечера на углу улиц Посьетской и Первой Морской. Автомобиль присяжного поверенного Преображенского столкнулся с конным экипажем генеральши Белой.

«При приближении автомобиля лошади стали пугливо пятиться, - давал объяснения при разбирательстве ЧП владелец автомобиля, - шофёр, весьма опытный, совершенно остановил автомобиль. Несмотря на это, кучер г-жи Белой, простой солдат, сам впервые увидевший автомобиль и, по-видимому, не менее лошади испугавшийся его, не справился со своей ролью и повалил на бок экипаж».

Скорость – 12 вёрст в час

В связи со случаями дорожно-транспортных происшествий Владивостокская городская управа в том же 1907 году утвердила обязательные правила дорожного движения. Вот основные из них: на владение автомобилем должно быть взято разрешение городской управы, при этом следовало предоставить точный чертёж машины и указать лицо, которому будет поручено управлять авто. Наибольший вес автомобиля с грузом не должен был превышать 250 пудов, или четыре тонны, скорость движения – не более 12 вёрст в час. У автомобиля должны быть фонари и предупредительный рожок. Езда вперегонки воспрещалась категорически.

Эти правила уличного движения, принятые во Владивостоке более 100 лет назад, оказались весьма своевременными. Именно в то время в городе появились также автомобили-дилижансы, автомобили-омнибусы.

К слову, французское слово «дилижанс» означает «большой крытый конный экипаж для регулярной перевозки пассажиров». Практически такое же значение имело слово «омнибус» - латинского происхождения, в буквальном переводе оно означает «для всех». Впоследствии соединение двух понятий – авто(мобиль) и (омни)бус – дало слово «автобус».

Залог в 7,5 тысячи рублей – с автобусника

В 1906 году Владивостокская городская дума в виде опыта разрешила г-ну Кохановскому организовать регулярное движение семиместного автомобиля-дилижанса по ул. Светланской – от Алеутской до казарм Сибирского флотского экипажа. В том же году было разрешено г-ну Плахотенко организовать автомобильно-омнибусное сообщение между улицей Набережной и Мальцевским оврагом.

Автобусный вопрос рассматривался на заседаниях думы неоднократно. Так, по заключению инженера Чечулина, движение автобусов могло допускаться при одном условии – они должны быть лёгкого типа, не более 22 мест, при общем весе с пассажирами в 300 пудов. При таком положении вещей помимо соблюдения правил безопасности движения не было бы ущерба и мостовой.

Окончательное решение по автобусному вопросу было принято на заседании городской думы под председательством городского головы Ивана Иннокентьевича Циммермана 16 февраля 1909 года. Дали добро на автобусный маршрут во Владивостоке г-ну Канарскому, при этом с него предварительно взяли залог в 7,5 тысячи рублей.

Так, ровно 100 лет назад началось автобусное дело во Владивостоке. Как писала в своё время газета «Далёкая окраина», «…с первых шагов стало ясно, что содержание пассажирских автомобилей является весьма выгодным делом в коммерческом отношении».

Первые три пассажирских автомобиля принадлежали предприятию Логуновой – Афанасьева и братьям Бурлаковым.

Карета скорой помощи от Кунста и Альберса

В ноябре 1913 года компания «Восточно-Сибирское общество электрического трамвая» поставила во Владивосток четыре автомобиля для пассажирского движения и ещё восемь машин – шанхайская фирма. Таким образом, к услугам пассажиров в нашем городе насчитывалось 15 авто. Тогда же городская санитарная комиссия приобрела у торгового дома «Кунст и Альберс» автомобиль-карету для оказания скорой медицинской помощи.