Проекты и прожекты шахтерской “реструктуризации”

11 нояб. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №257 от 11 нояб. 1997

Куда “перевалил” терминал?

В июне прошлого года в администрации Надеждинского района прошла знаменательная встреча с представителями АООТ “Южный Приморский терминал” из Владивостока. Вот о чем шла речь.

Транспортная система, состоящая из портов и предпортовых перевалочных баз в Приморье, не удовлетворяет никого, кто пользуется ее услугами. И для того, чтобы повысить эффективность смешанных железнодорожно-водных перевозок, необходимо сооружать предпортовые грузовые станции - терминалы.

Вот такой комплекс с оборотом 1 миллион 350 тонн грузов в год АООТ “Южный Приморский терминал” решило построить в поселке Новом. Рядом железная дорога, 44 км от Владивостокского морского торгового порта и станции Владивосток, 8 км от аэропорта, 2 - от автострады Хабаровск-Владивосток. АООТ заключило договор с администрацией Надеждинского района: “Южный Приморский терминал” за выделенные для строительства 15 гектаров сооружает в Новом в счет арендной платы за землю остановку для электропоездов.

И эта железнодорожная станция в Новом - не единственное, что получил бы район. Ориентировочное число работников на действующем терминале предполагалось от 1200 до 1500 человек. “Мы заинтересованы брать на работу прежде всего местных”, - заявил тогда генеральный директор АООТ Анатолий Любенко. После сооружения железнодорожной станции еще 10 га земли акционерное общество должно было получить для строительства терминала, заказы на производство работ - несколько местных организаций. То есть работы, которой сейчас не хватает остро, район получил бы море. Как тут не радоваться?

Вот что еще звучало на той памятной встрече в районной администрации. Эксплуатация терминала сможет оказать существенное влияние на всю экономику Приморья. Не только Надеждинская, но и станция Гродеково получат в таком случае второе дыхание. Узкоколейку Суйфэньхэ-Гродеково скорее всего заменят на наши 1524 миллиметра. В связи с намерениями о строительстве терминала живой интерес к нему проявили Калмыкия, Бурятия, Узбекистан, Монголия, не имеющие своего выхода к морю. Китайская провинция Хэйлунцзян хотела бы иметь связку с дальневосточными портами. Заинтересовалась и Япония выгодным для нее географическим расположением терминала.

Перспективы открывались крайне заманчивые. Но вот минуло почти полтора года. И что же с этой “стройкой века”, как ее окрестили надеждинцы? Бульдозеры провели планировку грунта на месте будущей железнодорожной станции - вот пока и все практические шаги в сооружении этого объекта. Главная проблема, как везде и всюду, конечно же, финансы.

При встрече в феврале этого года с корреспондентом “В” Анатолий Любенко рассказывал, что готовы проектная документация, все согласования и на подготовительный период имелись деньги. А что касается строительства, то ведется работа с отечественными и зарубежными фирмами по возможности инвестирования. Кое-кто уже поговаривает, что это-де очередной прожект, коих немало породила безденежная свобода предпринимательства. Но, может, смутное время минует, а столь привлекательный проект выживет? Во всяком случае, надеждинцы, связывающие со строительством терминала столько надежд, цепляются за малейший шанс.

В нынешнем июне из района отправлены письма губернатору Приморья и гендиректору “Приморскугля” с просьбой включить возможность инвестирования этого объекта в региональную программу реструктуризации угольной промышленности. Ведь шахтоуправление “Тавричанское” согласно ее проведению “освобождает” от работы 200-250 шахтеров.

Молчание - знак отказа?

И еще одно письмо отправлено из района с апелляцией к финансам шахтерской реструктуризации. В нем речь идет о Кипарисовском стекольном заводе.

От него остались только разрушающееся здание да высококлассные специалисты, сидящие без работы. Дефицитное же стекло для окон мы получаем из Амурской области, а баночку для майонеза... из Подмосковья. А ведь надеждинцы, проведя модернизацию своего завода, могли бы выпускать и продукцию намного серьезнее: кинескопы для японских телевизоров, защитные экраны для компьютеров. Причем сырье для изготовления стекла, имеющееся в крае, просто прекрасное.

Вот и уповают надеждинцы если не на бога, так на реструктуризацию или на что-то другое, в надежде воскресить такой нужный району и краю стекольный завод. Но из “Приморскугля” ответа так и не получено. Завод признан банкротом, на конкурсной основе подыскивается внешний управляющий.

Великого пришествия не случилось

А уж этот грандиозный проект, похоже, действительно оказался прожектом. Именуется он МЦВРИ “Приморье” - межрегиональный центр временного размещения эмигрантов. Создавался он как объект федерального подчинения в конце 94-го года на территории бывшей воинской части в Раздольном. Военгородок подновили, реконструировали, переоборудовали, набрали солидный обслуживающий персонал... и стали ждать потока этих самих эмигрантов. Но так и не дождались. Жили там лишь китайцы-сезонники, работавшие на полях центра.

На кого он был рассчитан, трудно сказать. В администрации Надеждинского района ответить на такой вопрос не могут, решение о создании принималось на федеральном уровне. Такого потока (центр был рассчитан на 800 человек) беженцев и вынужденных переселенцев из ближнего зарубежья в Приморье нет. Сюда едут в основном те, кто имеет здесь хоть каких-то родственников. Расселяются или у них, или в специализированном общежитии в Уссурийске.

МЦВРИ давал, конечно, какое-то время некоторую работу раздольненцам, с грехом пополам отапливал от своей котельной несколько поселковых домов... Деньги были вбуханы немалые, но своему предназначению он не послужил. Сотрудников центра увольняют, часть оборудования общепита и гостиницы продана. Остальное, в том числе и здания, через краевой фонд имущества нынешним летом выставлено на торги. Но пока покупателя на такой объект в глубинке не нашлось.

Еще одна неудача. Надеждинский район славится залежами торфа. И раньше его добывали для сельхозпредприятий Артема, других районов. Тогда осенние кампании по внесению органики в пахотные земли были неотъемлемой частью совхозных культоборотов. Сейчас все заглохло. Но вот заинтересовались торфом бизнесмены из Республики Корея. И надеждинцы уже рассчитывали на инвестиции, получение рабочих мест. Но и тут, говоря языком молодежи, “облом”. Вот только один пример: южнокорейцы пытались вложить деньги в одну из предпринимательских структур в Артеме - АОЗТ “Примар”, строящую прекрасную гостиницу в центре города. Однако налоги, другие финансовые сложности задавили “Примар”, инвесторы отвернулись от прогоревшего предприятия, гостиница, готовая процентов на 70, так и зияет пустыми окнами.

Совсем нулевой цикл

Ну а в целом в Надеждинском районе ситуация со строительством и реконструкцией каких-либо объектов почти нулевая. Остались 2 строительные организации, которые работают в основном “на стороне”.

Правда, сдается в этом году 27-квартирный дом. Что-то строят частники. Например, через дорогу от прижелезнодорожного рынка в райцентре малое предприятие “Сфера Кард” в рекордно короткие сроки выстроило небольшой торговый комплекс, который имеет еще и культурное предназначение. Кроме четырех коммерческих павильончиков здесь установлены столики, фонтан, в теплое время здесь могли под музыку скоротать вечерок жители райцентра. А в остальном, что касается строительства, стратегия остается прежней: что было в планах, в них и “имеет место”.

Автор: Петр ТЕЛЯКОВ, специально для “В”, Михаил МАТВЕЕВ, “Владивосток”