Покорители меридианов. Работа не для чистоплюев

25 июля они соберутся вместе у входа в альма-матер. Как всегда, как каждый год в течение многих лет. Будут объятия, смех и грусть, будет и обязательный – первый! – тост за курсантское братство. И вспомнят, как 50 лет назад из дверей Владивостокского высше

24 июль 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2568 от 24 июль 2009
a8521f0791c463437004cea809dd1a0b.jpg

25 июля они соберутся вместе у входа в альма-матер. Как всегда, как каждый год в течение многих лет. Будут объятия, смех и грусть, будет и обязательный – первый! – тост за курсантское братство. И вспомнят, как 50 лет назад из дверей Владивостокского высшего морского училища (затем – ДВВИМУ, затем - МГУ) шагнули они в суровую морскую работу – 73 молодых красивых парня.

Выпускники механического факультета 1959 года. Уникальный, можно сказать, выпуск. И дело не только в том, что каждый год в течение 35 лет (такая традиция была учреждена позже) встречаются они в последнюю субботу июля. И даже не в том, что именно в их выпуске были такие известные люди, как Владилен Зеленцов, Виктор Ситников, Вячеслав Романюк, Владимир Самарский, Семён Вакс, Геннадий Несов… А в том, что из 73 человек 37, посвятив жизнь работе в море, стали со временем старшими механиками. Это даже представить себе невозможно, какой фантастический КПД!

- Это уникальный случай, - говорит Вячеслав Романюк, один из выпускников. - Я вам скажу, почему мы такие дружные. Мы пять лет все прожили в одном кубрике. Всем курсом – 100 человек. Двухъярусные кровати. Мы с Владиком Зеленцовым – год я на верхней полке, он на нижней, потом наоборот. Пять с половиной лет! Это создаёт настоящие узы, как семейные. Мы знали друг о друге всё, сдружились. Ни одну тумбочку на ключ не запирали. И верность курсантскому братству пронесли через всю жизнь! Помогаем друг другу. У нас жёны друг друга знают ещё с наших курсантских времён (кстати, 25 июля Владилен Зеленцов и его жена отмечают 50-летие семейной жизни).

И первый тост наш всегда за курсантское братство!

А какой командир у нас был! Мы за него второй тост произносим. Обычный капитан Фёдор Пакин. Он был кристальной чистоты человек, порядочный до мелочей. И нам передал свою порядочность. Нас гонял как сидоровых коз, но при этом первыми кормил-поил-обувал. Отец по сути!

В морской вуз тогда, в начале 50-х, этих ребят привела не только романтика…

- Меня, так сказать, наследственность позвала, - улыбается Василий Федорец, отработавший в том числе старшим механиком на судах более 30 лет. - Отец всю жизнь работал кузнецом. А я, как показала жизнь, попал куда надо.

Станислав Подушкин – механик-наставник ДВМП, ныне – профессор кафедры ДВС (двигателей внутреннего сгорания) МГУ, - осознанно поступал на судоремонтный (был тогда и такой факультет).

- Вся семья у меня была связана с техникой – отец, брат, дядья, - говорит Станислав Николаевич. - Но набор на судоремонтный закончился, мне предложили учиться на судоводительском, а мне этого никогда не хотелось. Выбрал судомеханический – и, как выяснилось, правильно выбрал!

Владилен Зеленцов – лучший старший механик ДВМП, ныне доктор исторических и транспортных наук, профессор кафедры экономики морского транспорта МГУ - в детстве бредил морем, читал запоем всё, что о море, в том числе мемуары мореплавателей…

- После 10-го класса, - говорит он, - двое моих друзей решили поехать учиться во Владивосток, в ДВВИМУ, позвали меня за компанию. Поехал. И так получилось, что из нас троих поступил только я. И до сих пор ни разу не пожалел, что связал жизнь с морем.

Михаила Дрейцера манила романтика военной службы. Он приехал поступать в ТОВВМУ, но не прошёл по здоровью.

– Решил, - улыбается Михаил Давыдович, – что всё равно буду учиться на моряка, если не на офицера, то на гражданского. И пришёл в ВВМУ. Но жизнь сложилась так, что большую её часть я провёл на берегу. И сожаление, что не удалось хлебнуть моря побольше, оно было… Но я ведь участвовал в ходовых испытаниях – в общей сложности за 35 лет 156 судов, 12 проектов!

Вячеслава Романюка в морской вуз привела семейная традиция.

- Старший брат был моряком, - рассказывает Вячеслав Андреевич, - когда приходил из рейсов, мы, пацаны, от него не отходили… А кроме того, в нашей школе было много семей моряков. Отцы приходили в красивой форме, с нашивками, такие замечательные! Ну была и ещё одна причина – послевоенное время было голодным, а в училище обещали паёк… Нас из школы поступало много, а поступил только я.

Теперь у нас династия. Два моих сына и два внука окончили наш вуз, а ещё два внука – курсанты. И все – механики! Это моя гордость и радость.

Вячеслав Романюк, Станислав Подушкин, Михаил Дрейцер, Василий Федорец, Владилен Зеленцов (сами себя они называют «оргкомитетом курсантских встреч») - боевая ударная бригада выпуска – наперебой рассказывали корреспондентам «В» не только о дружбе, что навсегда спаяла мальчишек-курсантов, но и о тяжёлой, но такой любимой работе судового механика…

- В брюхе судна, в грязи и солярке… Не жалели никогда о своём выборе?

- Не та мы категория людей, чтобы так рассуждать, - уверенно отвечает Станислав Подушкин. - Помню, был я в Японии, там молодёжь тоже рассуждает: где ковры, где чистенько, там и работать надо… А нам работать с техникой – милое дело! Вот смотрите – я на этом снимке только что из машины вылез на палубу на перекур. Неужели у меня несчастный вид?

Нет, это правда – на снимке запечатлён улыбающийся, весёлый, пусть усталый и грязный, но абсолютно счастливый человек. Человек при своём деле!

- Есть у нас сокурсник Семён Вакс, - рассказывает Вячеслав Романюк. - У него брат плавал – мы, кстати, у него учились; сын плавает, а сам он до сих пор в небольшие рейсы, но ходит. У него есть любимое выражение, он часто на наших встречах его повторяет: «Как приду на судно, сразу иду в машинное отделение, как соляркой запахнет – так понимаю: жив, служу флоту! Иначе не могу».

У нас на курсе чистоплюев не было! Мы под каждую трубу могли пролезть, сами, лично, никого вместо себя не посылали в трудной ситуации. За это, между прочим, нас уважали.

У нас ведь какие были первые суда? Пароходы! На угле! Вот мой первый пароход – «Алтай»! Я там кочегаром второго класса практику проходил. Целый день уголь кидаешь, а вроде как и с места судно не сдвинулось. Пять узлов скорость. Все мы через такие пароходы прошли.

Судовой механик – это только для непосвящённого уха звучит незаметно и банально. На самом деле почти каждый стармех может рассказать о ситуациях в рейсе, когда жизнь и судьба судна зависели только от него…

- Вот у Владика, у Зеленцова, однажды на судне потёк дейвудный сальник. Судно в беде. Он мог послать туда моториста – подвергнуть человека смертельной опасности, зато судно спасёт. Нет! Сам! Вместе с механиком пошли, накачали воздух в помещение, сравняли давление… Починили.

- Ты, Слава, прям как-то героически всё описал, - смущается Владилен Васильевич. – А на самом деле просто небольшая проблема, мы ж не с бухты-барахты приняли именно такое решение, это был твёрдый инженерный расчёт. Никому бы погибнуть не дал!

Мы по своей натуре изначально инженеры. Между прочим, судомеханика на любой завод, в любой цех с распростёртыми объятиями возьмут. И не зря!

Если бы каждый из этого выпуска – Константин Аплеев, Николай Быбченко, Владимир Калабалин, Василий Михайлюк, Анатолий Рикун, Виталий Щербицкий и другие – проложили на глобусе маршруты своих рейсов, то не осталось бы там меридиана, который бы они не прошли… Все океаны покорились – от Северного Ледовитого до берегов Антарктиды прошли суда, на которых работал этот курс.

Каждый из них и припомнить не может, сколько раз он пересекал Тихий океан – может, 15, а то и больше. Станислав Подушкин везде был, кроме Южной Америки, даже в Лондоне на знаменитом мосту Ватерлоо сфотографировался… Им и сейчас иногда снится море… А вот когда ходили рейс за рейсом, вспоминают стармехи, так снились только дом, земля, родные…

Они и сегодня – хоть и давно работают на суше - готовы были бы пойти в рейс, вспомнить, как это… Они навсегда душой прикипели к морю, к своей непростой, но такой любимой профессии…

- Что бы вы сказали сегодняшним выпускникам судомеханического? Чего бы пожелали?

Это удивительно! Они отвечают едва ли не в один голос, что главное качество хорошего судового механика - любовь к технике и к своей работе. И никогда не сметь халтурить!

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ