Загадка Фаберже

Известный специалист по ювелирному искусству, эксперт Министерства культуры Российской Федерации, консультант русского отдела аукционного дома «Кристис», кавалер ордена Карла Фаберже, автор множества книг о фирме Фаберже Валентин Скурлов прочитал во Влади

22 июль 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2566 от 22 июль 2009
e34e57437060bb19b8769991056f06d2.jpg

Известный специалист по ювелирному искусству, эксперт Министерства культуры Российской Федерации, консультант русского отдела аукционного дома «Кристис», кавалер ордена Карла Фаберже, автор множества книг о фирме Фаберже Валентин Скурлов прочитал во Владивостоке несколько лекций, посвящённых жизни и творчеству известного ювелира и современному антикварному рынку.

Харизматичная личность Фаберже, как и его изделия, по-прежнему будоражит умы людей искусства и коллекционеров. Предстоит разгадать немало тайн и загадок пропавших вещей фирмы Фаберже. Именно исчезнувшие во Владивостоке в 1905-1906, 1917 и 1922 годах посылки с изделиями Фаберже привели эксперта министерства культуры в столицу Приморья.

– Я хочу установить взаимосвязь с историками и краеведами Приморского края для того, чтобы вместе выяснить, куда пропали изделия Карла Фаберже, – делится планами Валентин Скурлов. – В архиве правнучки Фаберже Татьяны сохранилась записка одного генерал-лейтенанта, который, уходя из Владивостока, взял больше ста вещей. Штук 13-15 по дороге в Харбин он продал китайцам. Оставшиеся был готов вернуть, но нужно было кормить казаков… В 1926 году в одном из шанхайских банков вновь заходит речь о вещах Фаберже. Некий русский эмигрант писал, что за 10 процентов готов поспособствовать передаче этих вещей истинным владельцам. По каким-то причинам не получилось. Найти их можно и сейчас, ведь на всех предметах ставился номер, а их список есть в архиве Татьяны Фаберже. Так что нам предстоит большая работа.

В современном мире интерес к антиквариату возрастает, на аукционах «Кристис» и «Сотбис» отмечено особое внимание к русскому искусству, в том числе живописи, однако истинными фаворитами остаются ювелирные изделия фирмы Фаберже.

Пасхальные яйца Российского императорского двора стали своеобразным символом роскоши, интерес к этим изделиям не угасал на протяжении десятилетий.

После революции коллекция разошлась по миру, самое большое количество – 11 яиц и несколько разрозненных «сюрпризов» из несохранившихся – удалось собрать американскому магнату Форбсу. В 2004 году его наследники решили выставить коллекцию на аукцион. Вероятно, она бы поштучно разошлась по миру, однако за несколько дней до начала торгов российский бизнесмен Вексельберг выкупил коллекцию целиком. К чести олигарха, полюбоваться произведениями ювелирного искусства могут не только члены его семьи.

– Концепция Вексельберга такова: коллекция пасхальных яиц Фаберже выставляется в городах, где находятся или будут открыты его предприятия, –объясняет Валентин Скурлов. – Недавно коллекция была в Иркутске, вполне возможно, что в преддверии саммита АТЭС – к 2012 году она побывает и во Владивостоке.

Валентин Васильевич уверен, что антиквариат – хороший, надёжный способ инвестирования.

– Кризис показал, что цены на антиквариат, особенно на изделия фирмы Фаберже, держатся стабильно, – говорит искусствовед. – Тот же Вексельберг не скрывает, что покупка пасхальных яиц является вложением капитала. Но я глубоко уверен, что рано или поздно эта коллекция перейдёт в музей. А чтобы ускорить процесс, необходимо создать условия морального поощрения для спонсоров. Недаром сейчас уже задумываются о создании ордена Мецената.

Антиквариат прочно обосновался в современном мире. В высших политических кругах считается хорошим тоном украшать кабинеты двумя-тремя вещицами Фаберже, преподносить в качестве подарков часы или каменные фигурки этой ювелирной фирмы.

– Я отметил, что на столе практически каждого губернатора стоит рамка для фотографий Фаберже, – говорит Валентин Васильевич. – Так что портрет Медведева или Путина в такой рамке можно назвать лучшим подарком для многих нынешних политиков. Кроме того, состоятельные люди приобретают иконки фирмы Фаберже, ставят их в машины, берут в путешествия. Пользуются успехом каменные фигурки, обладателем самой большой коллекции (около двухсот штук) является Иосиф Кобзон.

Как любое произведение искусства, имеющее некую материальную ценность, ювелирные изделия фирмы Фаберже не избежали «клонирования».

– В 1990-е годы стали появляться такие подделки, что эксперты попросту разводили руками. Но в нашем деле существует масса секретов, которые помогают выявить новодел. Особенность вещей Фаберже заключается в том, что на каждой из них нацарапаны номера. А поддельщики не знают алгоритм их нанесения. Например, клеймо ставят московское, а номер наносят петербургский. Существует много тонкостей, но все карты раскрывать нельзя, – улыбается Валентин Скурлов.

Историей фирмы Фаберже Валентин Васильевич занялся в 1985 году, тогда изучал историю русского ювелирного искусства в целом.

– Я открыл для себя «гигантскую» фигуру Карла Фаберже. Это удивительная историческая личность, – уверен Валентин Скурлов. – Он был харизматичным человеком и умел привлекать внимание людей.

До революции 1917 года ювелирная фирма Карла Фаберже была крупнейшей в мире, её филиалы существовали в пяти городах, в которых работало около 600 мастеров. Кроме того, при фирме действовала творческая мастерская, с которой сотрудничали многие известные художники того времени. Всё это, а главное – талант ювелира и организатора Карла Фаберже, позволило делать поистине неповторимые вещи. Кстати, фамилия ювелира в переводе с латинского означает «мастер»…

Автор: Анастасия Эпова Семёновна