Отравленный рис

Сельское хозяйство Приморья в последние годы наращивает обороты не без привлечения рабочей силы и инвестиций из Китая. А вернее сказать, при очень активном участии соседей. Они возделывают на наших землях овощи, арбузы, рис, стали закладывать виноградники

21 июль 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2565 от 21 июль 2009
27d9b762757f399df916011b0346be6a.jpg

Сельское хозяйство Приморья в последние годы наращивает обороты не без привлечения рабочей силы и инвестиций из Китая. А вернее сказать, при очень активном участии соседей. Они возделывают на наших землях овощи, арбузы, рис, стали закладывать виноградники, плантации земляники.

Никто не будет спорить с тем, что в Китае накоплен огромный опыт по ведению земледелия. Но китайские технологии, направленные на моментальную отдачу от земли, сильно отличаются от наших. Даже официальные, не говоря уже о полуподпольных и пиратских. В ход идёт неимоверное количество минеральных удобрений, гербицидов, пестицидов, ускорителей роста сомнительного свойства. Такие дозы применяемых бесконтрольно ядохимикатов отравляют почву и воду, нарушают экосистему, подрывают наше с вами здоровье.

– Я уже лет 15 езжу в Приханкайскую низменность рыбачить и охотиться, – рассказал житель Владивостока Виктор Вокарь. – На днях искупался в канале в районе села Стародевица Хорольского района, где всегда любил купаться, и покрылся сыпью. Пришлось обращаться в больницу. Причину заболевания не понадобилось долго искать. Дело в том, что нынешней весной китайцы восстановили рисовую систему около села и уже вовсю выращивают здесь рис. В канал, где я имел неосторожность искупаться, с рисовых чеков сбрасывается отравленная вода. Можно только догадываться, сколько в ней химикатов, если организм отреагировал так бурно. Думаю, никакой дичи, фазанов тут тоже скоро не будет, всё погибнет.

Совместная проверка

О фактах кожных заболеваний населения, случаях мора и мутации рыбы в каналах, куда осуществляется сброс воды с рисовых полей, говорится и в материалах совместной проверки, проведённой недавно УФСБ России по Приморскому краю, Россельхознадзором и комитетом по рыболовству.

Была проверена компания «Прим-селькор», учредителем и генеральным директором которой является гражданин КНР. Согласно документам она арендует у одного из наших ООО около 1000 гектаров рисоводческой системы, а фактически возделывает более 3000 гектаров. На большей части этой площади, как выяснилось, используются генно-модифицированные семена риса китайского производства.

Поэтому Россельхознадзор вынес постановление о запрете реализации урожая до получения сертификата о его безопасности. Ведь чаще всего рис, произведённый в крае, продаётся под марками известных местных производителей. И покупатели просто остаются в неведении насчёт того, что покупают генно-модифицированную продукцию, влияние которой на здоровье человека пока ещё до конца не изучено.

Кроме того, в хозяйстве широко использовались ядохимикаты, не сертифицированные в России. «На территории ООО «Примселькор», – сказано в документе по итогам проверки, – были обнаружены подготовленные к применению сильнодействующие химические вещества китайского производства без соответствующих сертификатов и разрешительных документов (изъято более 300 кг сильнодействующих веществ)».

Но если бы подобные вопиющие факты касались только одной компании! К сожалению, они успели получить широкое распространение там, где всё отдано на откуп иностранцам. Вот ещё одна цитата из предоставленного редакции газеты «Владивосток» документа: «После реорганизации рисоводческих совхозов большая часть Приханкайкой низменности находится во владении Приморского агропромышленного холдинга, который объединяет несколько хозяйств в форме ООО. Руководство фирм, стремящееся к получению максимальной прибыли, в свою очередь, сдаёт рисоводческую систему в аренду компаниям со 100-процентным иностранным капиталом… Высевание на российской территории генно-модифицированных семян риса, использование несертифицированных ядохимикатов, превышение предельно-допустимых доз внесения удобрений создаёт угрозу здоровью населения, приводит к загрязнению почвы и воды в бассейне озера Ханка».

Сели и ноги свесили

– В том-то и дело, что всё это превратилось в механизм обогащения кучки людей, – высказал свою точку зрения председатель комитета продовольственной политики и природопользования Законодательного собрания Приморского края Сергей Сидоренко, к которому мы обратились за комментариями. – Они взяли землю в аренду, но не организуют на ней работу сами, а передали её в третьи руки – иностранным компаниям. И получают с них мзду, не тратя своих сил, не совершенствуя технологии. Есть у нас, конечно, и хозяйства, работающие сами, но немало и таких, которые окончательно обнаглели. Только «сидят» на земле, ничего не делая, но при этом немало имея.

Когда китайцы работают у себя – это одно. Но когда они стараются выжать максимальную прибыль из нашей земли – совсем другое. Для получения быстрого результата используются запрещённые в России препараты, которые удалось нелегально провезти через границу. Контролирующим органам, считаю, нужно больше обращать на это внимание и пресекать такие поставки.

Сергей Петрович привёл показательный пример. Чтобы вырастить хороший урожай капусты, её нельзя сажать на одном и том же месте чаще, чем один раз в четыре года. Так у нас положено по технологии, потому что иначе в почве накапливается много вредителей и болезней. Китайцы же из года в год выращивают капусту на одном и том же месте. Мало того, уберут раннюю – тут же посадят позднюю. А чтобы спастись от вредителей и болезней, столько ядохимикатов пичкают, что всё в округе погибает.

– Как только солнце встаёт, смотришь, уже ходят с опрыскивателями по полю, обрабатывают посевы. О какой экологии можно говорить?

– Сергей Петрович, но если вернуться к рису, то надо добавить, что в Приморье уже довольно много больших рисоводческих хозяйств со 100-процентным южнокорейским капиталом. Там ситуация другая?

– Совершенно другая. Корейцам надо отдать должное, они всё делают по закону. Платят налоги и зарплату, берут на работу наших агрономов, механизаторов, используют российские сорта риса и наши технологии. Это как раз пример того, как нужно подходить к делу.

Рискованный рацион

Но, может быть, у нас просто не хватает своих семян, чтобы засеять резко возросшие в последнее время площади под рисом?

– Ничего подобного, – заверила директор Приморской научно-опытной станции риса Татьяна Клименкова. – Только наша станция может производить до 800 тонн семян риса в год, а производим всего 160 тонн, поскольку на больший объём нет заказа.

Станция существует в Спасском районе с 20-х годов и по сей день сохранила свой научно-исследовательский потенциал. Недавно в коллективе разработан совершенно новый способ выращивания риса, ведутся исследования по мелиорации и гидротехнике, выводятся новые сорта.

Татьяна Георгиевна рассказала, что рис наших сортов особенно вкусный и даже лечебный, хотя по урожайности уступает южным краснодарским (в нашей северной зоне они не успевают до холодов вызревать) и китайским сортам.

– Для китайцев самое главное – насытить рынок, поэтому они нелегально везут свои семена. И потом кормят посевы «до отвала». Вы могли бы съесть, к примеру, ведро супа? А кто-то может. Так и с посевами. Если наши сорта усваивают только до 90 килограммов азотных удобрений на гектар, то генно-модифицированный рис усваивает до 500 килограммов. Отечественная наука отказалась вести разработки по увеличению восприимчивости растений к дозам азотных удобрений из-за роста риска для здоровья людей.

Речь не идёт о том, что минеральные удобрения, гербициды или пестициды вообще не надо применять. Нужно, но строго в соответствии с разработанными нашими научно-исследовательскими учреждениями регламентами. Они изучают каждый препарат, его влияние на растения и почву и только после этого дают рекомендации. Несоблюдение их ведёт к пагубным последствиям.

– Китайцы зачастую везут к нам ядохимикаты, запрещённые не только у нас, но и во всех цивилизованных странах, – высказал свою озабоченность доктор сельскохозяйственных наук, заведующий отделом земледелия и агрохимии Приморского научно-исследовательского института сельского хозяйства Алексей Моисеенко. – Опасность их в том, что они накапливаются и в растениях, и в почве. Езжу по краю, вижу проплешины, где китайцы недавно сажали овощи или бахчу. Потом на этом месте три-пять лет ничего не растёт, даже бурьян.

Порядок будет?

Начальник отдела сельского хозяйства краевой администрации Алексей Раченков подтвердил, что проблема существует. По его информации, краевой департамент сельского хозяйства и продовольствия проводит планомерную работу по выявлению производителей продукции, ведущих незаконную деятельность.

– Если на протяжении многих лет наша граница была чуть ли не открыта нараспашку и китайцы везли всё, что хотели, то трудно за один год навести порядок. Но постепенно он обязательно будет наведён совместными усилиями с Россельхознадзором и другими структурами, – говорит Алексей Юрьевич. – В этом году, как только рис начнёт наливаться, проверим все посевы, все предприятия. Предусмотрена инвентаризация гидротехнических и мелиоративных систем, готовится постановление, которое даст возможность сделать комплексную проверку рисоводческой отрасли края. И те компании, которые не соблюдают российские законы и требования, вынуждены будут свернуть свою деятельность.

Бесспорно хорошо, что рисоводческая отрасль в Приморье возрождается. Все, кто принял участие в обсуждении острой для края темы, только приветствуют это. При этом все считают, что на нашей земле в большинстве своём должны работать наши хозяйства и наши люди, реализовываться российские проекты. Земля, отданная на откуп временщикам, может просто превратиться в выжженную пустыню.

Автор: Надежда БРАЖИНА