Начать с малого
60 процентов трудоспособных европейцев работают на предприятиях малого и среднего бизнеса. От старушки Европы, где уже давно поняли, кто и что является основой удачной экономики, не отстают и продвинутые азиаты. 90 процентов японского бизнеса характеризуе
60 процентов трудоспособных европейцев работают на предприятиях малого и среднего бизнеса. От старушки Европы, где уже давно поняли, кто и что является основой удачной экономики, не отстают и продвинутые азиаты. 90 процентов японского бизнеса характеризуется словами «малый» и «средний». Доля малого бизнеса в валовом продукте многих государств составляет 60-70 процентов, а у нас едва доходит до 17. В Приморском крае – лидере среди субъектов ДВФО – в 2008 году этот показатель вплотную приблизился к 22 процентам
Краевая целевая программа, призванная создать благоприятные условия для развития предпринимательства, должна была помочь к 2011 году увеличить его до 28 процентов. Однако последние события подкорректировали планы чиновников и бизнесменов. Солидная часть приморских «малышей» и «середнячков» была так или иначе связана с автобизнесом, и после его краха экономисты стали гораздо осторожнее в прогнозах.
Город в помощьДиректор Регионального фонда «Тихоокеанский центр стратегических разработок» Михаил Терский констатировал: доля доходов от малого бизнеса в структуре доходов населения сократилась с 11,8 до 9,4 процента, уменьшилось число желающих заняться предпринимательством.
– В течение последних четырёх лет доля нашего валового регионального продукта в валовом продукте страны сокращается. И если край в 2005 году был на 32-м месте, то в 2007-м – на 38-м. Мы бежим, – эмоционально прокомментировал он, – но другие бегут быстрее.
Что замедляет наш бег и какие препятствия встречаются на пути, обсудили на форуме с многообещающим названием «Малый и средний бизнес – будущее инновационной экономики России».
Присутствующие сошлись во мнении, что многое зависит от действия властей, которые должны поддерживать предпринимателей, так сказать, морально и материально.
Глава Владивостока Игорь Пушкарёв и его заместитель Наталья Зубова уверили присутствующих, что в приморской столице для этого делается всё возможное. Так, в конце 2008 года в администрации была создана структура, которая осуществляет реализацию муниципальной политики по развитию предпринимательства, и сформирован координационный совет, который на две трети состоит из представителей общественных организаций. Муниципальная программа развития малого и среднего предпринимательства предусматривает оказание имущественной и финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса
Несмотря на обширные планы, администрация города и депутаты Владивостокской думы говорят, что видят недоосвоение средств, предназначенных для малого и среднего бизнеса. Причиной этого, по их мнению, являются инертность и пассивность потенциальных и реальных предпринимателей.
Ангел пролетелПредприниматели объясняют свою пассивность просто. Во-первых, деньги, которыми сможет помочь администрация города, не так уж велики и не каждому бизнесу «сделают погоду» (к сожалению, пока в городе имеется масса других нерешённых проблем, мэрия не может тратить больше). Во-вторых, чтобы получить их, надо соблюсти массу условий и преодолеть все стоящие на пути бюрократические проволочки. (Сделаем ещё одно примечание: Игорь Пушкарёв пообещал вплотную заняться проблемой.)
– Государство должно понять, что для того, чтобы поднять малый бизнес, надо потратить большие деньги, – считает доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института менеджмента и бизнеса ДВГУ Наталья Кузнецова.
Развитию предприятий могли бы помочь деньги бизнес-ангелов – профессиональных инвесторов, вкладывающих средства в инновационные компании на ранних стадиях развития.
Однако их у нас, как говорится, «днём с огнём»… У существующих пяти фондов настолько малые бюджеты, что они фактически не могут предоставить средств для малого и среднего бизнеса. То же самое и с грантами. По словам Натальи Кузнецовой, «это крохи, на которые невозможно ничего сделать».
А кроме того, возникает ещё один закономерный и, скорее всего, риторический вопрос: много ли небольших и средних приморских компаний можно назвать инновационными?
Между тем именно за ними, как считают российские специалисты и показывает мировая практика, будущее.
Как инкубаторскиеВ той же мировой практике существует проверенный способ «взращивания» будущих бизнесменов. Для этого потенциальных предпринимателей, имеющих в головах нестандартные идеи, собирают в бизнес-инкубаторы. (Эти организации занимаются проблемами поддержки малых, вновь созданных предприятий и начинающих предпринимателей, которые хотят, но не имеют возможности начать своё дело. Оказывают им помощь в создании жизнеспособных коммерческих продуктов и эффективных производств на базе их идей.)
Один из таких инкубаторов пытается открыть ВГУЭС. Здание бизнес-инкубатора уже готово предоставлять рабочие места начинающим бизнесменам, у которых есть хорошие идеи, основанные на развитии технологий и инноваций.
Но пока реализация проекта застопорилась. Сложность возникла на стадии оформления земли.
В том, что «свежие головы» надо искать в университетских стенах, уверена и Наталья Кузнецова. Но на воссоединение «университетского ума и производства нужны деньги, а пока университетские центры выплывают сами по себе».
– Чаще всего наукоёмкий малый бизнес берёт начало в университетских комплексах, – согласен с ней ректор ВГУЭС Геннадий Лазарев. – Есть темы, алгоритмы, виртуальные структуры, но конечных результатов и влияния на развитие нашей экономики пока не видно. Без развития этого направления в стране мало что изменится. Мы будем и дальше продавать нефть, уголь, металлы. Словом, сидеть на сырьевой игле, – уверен он.
Автор: Анна Бондаренко Валерьевна