Долги наши тяжкие

Похоже, мы вскоре окончательно станем заложниками взаимного недоверия, подозрительности, постоянной боязни оказаться прижатыми государством к стене, абсолютной неуверенности не то что в завтрашнем – в сегодняшнем дне.

14 июль 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2561 от 14 июль 2009

Похоже, мы вскоре окончательно станем заложниками взаимного недоверия, подозрительности, постоянной боязни оказаться прижатыми государством к стене, абсолютной неуверенности не то что в завтрашнем – в сегодняшнем дне.

Это и так уже почти «съело» нас. Отправляясь в дорогу на собственной машине, мало кто может быть уверенным, что его планы на день не перечеркнёт бравый сотрудник ГАИ. И не факт, что по настоящей, а не надуманной причине. Или окажется, что за сделанную работу вы не получите ни гроша, поскольку работодатель «покрылся» со всей казной предприятия. И сколько ни бастуй с голодными детьми за руку – толку мало.

Но всё это «цветочки» по сравнению с тем, что предлагает служба судебных приставов. А именно – отбирать у должников квартиры, дома, автомобили, бытовую технику и прочие ценности, оформленные на других граждан. Процедуру эту полагают распространить и на физические, и на юридические лица. Причём без суда, а по личному усмотрению пристава. Посчитает он, что в документах присутствуют признаки мнимой или притворной сделки, заподозрит, что у бывшей жены или детей должника есть его имущество, - пиши пропало.

Родня всякая бывает, иных сынулю или дочурку родители просто за дверь выставляют, замучившись жить в кошмаре с давно выросшими лоботрясами. Жёны-мужья тоже разные встречаются. И вот набрала такая, скажем, детина кредитов, изначально не собираясь их возвращать, а пристав возьми да и реши, что автомобиль, телевизор, холодильник, часть квартиры состарившихся отца и матери на самом деле принадлежат должнику…

Это что, высшая государственная справедливость? С какой стати по прихоти приставов люди должны отвечать за других, может быть, давным-давно постылых родственничков, которые напомнили о себе своими долгами?

Ситуации могут быть разными. В Шкотовском районе возложили ведь бремя долга банку скоропостижно скончавшегося мужчины на трёх солидарных ответчиков: супругу, и 4-летнего сына умершего, и его 8-летнего сына от первого брака. На общую сумму в 155 тысяч рублей. Пока, правда, по суду.

Страшно подумать, если подобное будет происходить по личному усмотрению приставов. О какой там Конституции, о какой человечности можно говорить, когда такое предлагается, да и отчасти уже делается, на полном серьёзе?

О том, сколько удаётся вернуть долгов, служба приставов постоянно широко отчитывается. Сколько при этом ни в чём не повинных людей переехала, растоптала государственная машина – счёту нет. Даже по такой графе, как запрет на выезд за границу – на отдых – ввиду того, что за гражданином числятся долги по штрафам, по коммунальным платежам, по налогам. А где гарантия, что это не просто ошибка? У нас ведь ошибиться в отношении «маленького человека» – легко. Пока разберутся, кто за потраченные деньги на путёвку и за испорченный отпуск ответит? И как это вяжется с законностью, с правами обычного гражданина?

Зато по ТВ - сразу на нескольких «кнопках» - ежедневные ток-шоу на тему правосудия. Очень стараются их участники, убеждая зрителя, что он живёт в самом-самом правовом пространстве, лучше которого и быть не может. А «беспредельные» недостатки нынешнего волчьего времени – пустяки и враки, это всё журналюги придумывают.

Автор: Фёдор Устюгов Фёдорович