Виртуальные возможности

IT-индустрия (индустрия информационных технологий) всё активнее входит в нашу жизнь, высокие технологии применяются не только для освоения космоса и реализации проектов в наносферах. Динамичное развитие телекоммуникаций меняет и нашу повседневность.

10 июль 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2560 от 10 июль 2009
4f5a5df4e95c99bd6ee54356a4c90755.jpg

IT-индустрия (индустрия информационных технологий) всё активнее входит в нашу жизнь, высокие технологии применяются не только для освоения космоса
и реализации проектов в наносферах. Динамичное развитие телекоммуникаций меняет и нашу повседневность.

Уже сегодня интернет-технологии позволяют нам не стоять в очередях к окошку в почтовых отделениях и банках, чтобы оплатить коммунальные услуги или кредит. Сейчас можно не мотаться по магазинам в поисках необходимых товаров – их мы можем приобрести в интернет-магазине, не сходя с дивана. Мы уже начинаем входить во вкус, и нам хочется большего. Например, получить нужную справку в любом из бесчисленных учреждений, не выходя из дома, в удобное для нас время, а не в приёмные часы, которые совпадают с графиком работы подавляющего большинства граждан. Или зарегистрировать предприятие через Интернет в режиме реального времени. Когда мечты станут реальностью? Как выяснилось, уже скоро. Возможности и доступность современных коммуникаций для жителей Владивостока и отдалённых территорий Приморья обсуждались на «круглом столе» «Роль информационных технологий в социальном развитии общества». Он прошёл в медиацентре газеты «Владивосток» 7 июля. В его работе приняли участие представители федеральных, краевых и городских структур, Приморского управления «Почты России», банков, а также лидеры IT-индустрии Приморья.

Электронный оборот

В последние годы государство активно стимулирует информатизацию государственных структур. В том числе и для того, чтобы облегчить жизнь потенциальному потребителю услуг, свести до минимума общение с чиновником.

– Человек должен обратиться в любой государственный орган за услугой один раз. Всю остальную работу он может делать через Интернет – отправить запрос по электронной почте, – говорит Директор департамента связи и информационных технологий Приморского края Алексей Щуров. – Система, которая будет организована с помощью электронного нотариуса, должна гарантировать, что его обращение окажется именно у того специалиста, к которому он обратился. Ему придёт информация, к примеру, что его земельный участок зарегистрирован под таким-то номером в такой-то базе данных. Это недалёкое будущее, к этому мы стремимся.

А в администрации Владивостока уже идут работы по переходу на электронный вид документов. С начала этого года внедрена единая система документооборота, благодаря которой увеличились скорости передачи и обработки документов.

– Следующим шагом будет замена бумажных документов на электронные, – рассказывает заместитель главы администрации Владивостока Александр Зубрицкий. – Для этого ведётся подготовка к работе с электронно–цифровыми подписями в существующей системе. В дальнейшем это позволит отказаться от бумажного документооборота и перейти к юридически значимому электронному.

Поставить на учёт автомобиль, лёжа на диване

В конце июня этого года правительство РФ утвердило список государственных услуг, предоставляемых гражданам через Интернет. С 2011 года мы сможем уже регистрировать предприятие в режиме онлайн и даже самостоятельно, посредством интернет-технологий ставить на учёт автотранспорт. Главное, чтобы сами граждане знали о возможностях Интернета и не стеснялись учиться пользоваться ими. Например, заявки на участие в тендерах предприниматели в краевом центре будут подавать только в электронном виде. Сегодня в администрации Владивостока ускоренными темпами идёт внедрение информационной системы «Муниципальный заказ».

– Он позволит отказаться от бумажных копий документов и полностью автоматизировать процесс проведения процедур муниципальных закупок – планирования, подготовки и самого проведения муниципального заказа, – рассказывает заместитель главы администрации Владивостока Александр Зубрицкий. – Автоматически будут формироваться все необходимые документы – извещения, протоколы и отчётные формы, вестись реестр заключённых контрактов.

IT-проекты Почты России

Предложения для предпринимателей с использованием интернет-технологий разрабатывает и Приморский филиал Почты России. Это предоставление налоговой отчётности юридических лиц с использованием Пунктов коллективного доступа Почты России через Интернет.

– Этот проект мы внедряем совместно с УФНС России по Приморскому краю с целью увеличения количества собираемых налоговых отчётов в электронном виде, – рассказывает заместитель директора УФПС Приморского края – филиала ФГУП «Почта России» Ольга Рыжкова. – Проект начнёт работать уже с осени этого года. Также в планах ещё один высокотехнологичный проект, рассчитанный на школьников и студентов, тех, кто проживает в отдалённых сельских местностях и не может выехать город или районный центр для сдачи экзаменов. Планируется предоставить им возможность сдать тесты либо экзамены через Пункты коллективного доступа, расположенные в почтовых отделениях. Говоря о перспективах интернет-технологий в области улучшения качества услуг нужно сказать об одном из реализованных проектов Почты России – подписке через Интернет. Сегодня любой житель Приморья – как физическое, так и юридическое лицо – со своего домашнего или рабочего компьютера может выйти на сайт приморской почты (www.postpk.ru) и оформить подписку на любую газету или журнал. На этом же сайте можно заказать распечатку фотографий, затем их на дом принесёт почтальон. Перспективы своего развития Почта России неразрывно связывают с применением интернет-технологий, причём не только для обслуживания клиентов, но и для комплексной автоматизации самих бизнес-процессов почтового ведомства, являющегося уникальным по своей масштабности и географии деятельности предприятием России.

Банк на дому

С банковско-финансовыми учреждениями нам приходится сталкиваться постоянно: мы делаем депозитные вклады, берём и погашаем кредиты, обмениваем валюту, оплачиваем регулярные услуги, пользуемся пластиковыми картами, совершаем денежные переводы. А между тем современные коммуникационные системы делают общение человека с сотрудником банка всё менее актуальным. К примеру, сегодня подавляющее число клиентов Росбанка используют систему удалённого доступа для управления своим счётом.

– Такая система позволяет и частному клиенту, и юридическому лицу, по сути, не вставая с дивана, совершать большое количество операций, отслеживать счёт, – рассказывает директор Приморского филиала ОАО АКБ «Росбанк» Андрей Фролов. – Сегодня всё большее число граждан предпочитают использовать высокотехнологичные продукты, 50 процентов клиентов в банк ходить вскоре вообще перестанут – в этом просто не будет необходимости.

Безопасный Интернет

Тема безопасности органично сочетается в IT-технологиями, потому что эти технологии предназначены для граждан, а граждане должны быть уверены в безопасности своих персональных и иных, в том числе конфиденциальных данных. Поэтому компании выделяют в отдельный бизнес структуры безопасности.

– Чтобы мы могли предоставить организациям, которые используют в своих бизнес-процессах информационные технологии, в рамках компании «Информзащита» была создана отдельная компания – «Код безопасности», – делится опытом региональный представитель Информзащиты Александр Скляр. – Эта структура занимается созданием кода, изучением всех прецедентов и делает всё, что бы они были исчерпаны. Какая проблема основная? Когда гражданин подаёт заявку на предоставление какой-либо услуги, организация должна быть уверена, кто именно просит об услуге. Анонимность – большая проблема. Но есть решение – это электронно-цифровая подпись. На сегодняшний момент эта услуга отработана и широко используется.

Сестра, оформите больного электронно!

В ближайшей разработке – целевая программа по автоматизации здравоохранения. В конце июня вышло соответствующее распоряжение главы Владивостока Игоря Пушкарёва. Программа охватит порядка 30 муниципальных лечебных учреждений.

– Планируется полностью автоматизировать работу врачей, лаборантов, то есть всю историю болезни вывести на электронную карту пациента, – рассказывает начальник управления информационного программного обеспечения Владивостока Евгений Вековишин. – Это позволит обладателю карты записаться посредством Интернета на приём к любому специалисту любого лечебного учреждения – участника программы. А врачу, что будет вести приём, будет известно вся история всех заболеваний пациента, вплоть до режима приёма лекарственных средств.

В Голландии, к примеру, введение такой системы позволило сократить смертность на 10 процентов. Стоимость внедрения такой программы составит около 400 миллионов рублей.

Все в сеть!

Недостаток финансирования, а также нехватка IT-специалистов тормозят бурное развитие высокотехнологичных услуг. Но самое главное – это неосведомлённость людей о тех возможностях, которыми они могут воспользоваться уже сейчас. Например, в почтовых отделениях в сельских районах есть информационные киоски, где работает портал органов государственной власти в Приморском крае. Простым нажатием клавиши можно узнать необходимую информацию о работе госструктур. В дальнейшем через эти терминальные киоски можно будет отправить запросы, написать сообщение. Во Владивостоке действует интернет-приёмная администрации краевого центра. Любой человек, не выходя из дома, может задать интересующий его вопрос главе города или его заместителям, и он обязательно получит ответ в соответствии с действующим законом.

Автор: Александр КАРАСЁВ «Владивосток»