Город подземелья
Совсем недавно мы обсуждали будущее Владивостока – генеральный план развития города, который в результате был одобрен и принят, а сейчас пришло время продолжить эту тему в несколько ином ракурсе. Если на поверхности не хватает места, а стоимость земли в с
Совсем недавно мы обсуждали будущее Владивостока – генеральный план развития города, который в результате был одобрен и принят, а сейчас пришло время продолжить эту тему в несколько ином ракурсе. Если на поверхности не хватает места, а стоимость земли в самом центре города увеличивается с космической скоростью, то самое время поговорить о том, как справиться с этой проблемой. Специалисты предлагают осваивать подземное пространство и создавать в нём склады, нефтехранилища, стоянки, бассейны, даже церкви и университеты, не говоря о прокладке коммуникаций.
Подземный город: миф или реальностьВо Владивостоке состоялся «круглый стол» на тему «Перспективы подземного строительства города». Обсудить её собрались видные учёные, архитекторы, специалисты горной отрасли и преподаватели вузов.
Они отметили, что подземному строительству столько же лет, сколько и городу нашенскому. Если взглянуть на историческую карту Владивостока, то можно увидеть форты, то есть наглядный пример подземного строительства и исполнение самих объектов. Но сегодня эти традиции утрачены, поэтому задача специалистов возродить их.
– Перспективы подземного строительства в городе велики, – отметил руководитель кафедры комплексного освоения георесурсов ГИ ДВГТУ Владимир Макаров. – Генеральным планом Владивостока уже учтены первые объекты (тоннель Гоголя – Светланская) и рассмотрены вопросы тоннеля под бухтой Золотой Рог (с полуострова Шкота на Чуркин), а также организация строительства подземных автостоянок и гаражей в городе, самых необходимых объектов, которые необходимо создавать уже сегодня. Это особенно актуально для нашего города, который стоит на сопках. Наши специалисты уже работают над подземными объектами приморской столицы, и новые разработки – темы преддипломных проектов.
Рельеф предполагает расположение подземного города внутри сопок. Но возникают профессиональные вопросы, которые и попытались разрешить дипломники.
– Всё началось с концепции генерального плана города, – продолжил он. – Генплан существует, но среди авторов-разработчиков отсутствует одна организация, специализирующаяся на подземном строительстве. Поэтому мы сегодня должны думать наперёд и брать за основу такие города, как Монреаль (Канада), где имеются сотни тысяч квадратных метров подземных сооружений, Лондон и даже Москва. В российской столице планируется 70 процентов всех гаражей, 80 процентов складских помещений и другие объекты создавать под землёй. В 2010–2011 годах начнётся реализация этой концепции. И наша задача – теоретическая и перспективная работа в этом направлении во Владивостоке. Мы сегодня должны сформулировать принципы подземного строительства в приморской столице. Я думаю, что совместными усилиями мы сможем справиться и с этим.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны, а теперь необходима комплексная программа подземного пространства города. Жаль, что в России пока отсутствует база подземного строительства.
Почему надо строить ниже нулевой отметки?Член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, профессор, заслуженный строитель РФ Валентин Аникеев продолжил эту мысль и заметил, что ещё в 1974 году возникли проблемы с прокладкой автомобильных магистралей. Дело в том, что в любом городе предполагается иметь магистраль непрерывного движения, которая обеспечивает транспортное сообщение города.
– Во Владивостоке сложилась такая ситуация: широтные магистрали ещё можно протянуть, что, собственно, и делали строители, а в меридиональном – нет, – рассказал Валентин Васильевич. – К сожалению, с запредельными уклонами такие магистрали, как улица Алеутская – Океанский проспект с выходом на проспект 100 лет Владивостоку и улица Луговая – Снеговая с тем же выходом. Ничего не поделаешь, у нас такой рельеф! А между Луговой и Океанским проспектом нужна прямая магистраль.
– Строительство целого ряда тоннелей поможет обеспечить транспортное обслуживание жителей города – от Гоголя (в районе ВГУЭС) до Светланской (жариковский овраг); 3-я Рабочая – Луговая (предусмотренный вторым генпланом); объединение двух трамвайных колец маршрутов № 6 и 7, – продолжил Валентин Аникеев. – Кроме того, у нас имеется целый ряд магистралей, которые объективно невозможно проложить без глубоких выемок или тех же тоннелей, в том числе и дорога, вокруг которой развернулась целая дискуссия, - аэропорт – Седанка – остров Русский. Разработчики включили в проект тоннель в районе Седанки, который стоит 14 млрд рублей, и неизвестно, утвердят его или нет. А вот подземный коридор, который свяжет район Зелёного Угла с Уссурийским заливом, обязательно появится. Перспективы строительства тоннелей, необходимых для транспортного обслуживания города, велики, но, как вы понимаете, всё упирается в финансирование. Дорогие нынче дороги, а тоннели на порядок дороже. И даже на перспективные проработки вариантов подземных трасс деньги не выделяются. Поэтому мы нашли выход и рекомендуем в качестве дипломных проектов проработку таких тем с техническими и экономическими выкладками, которые позволят решить вопрос в дальнейшем.
Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА