Сабантуй – пой и танцуй

Конец июня – начало большого праздника у татар и башкир. В минувшую субботу в Вольно-Надеждинском в 17-й раз отметили Сабантуй – праздник плуга, который знаменует радость по случаю окончания полевых работ, когда наступает время приёма гостей, встреч родст

30 июнь 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2553 от 30 июнь 2009
56a15dcba16fc8f5b206c7416c49650f.jpg

Конец июня – начало большого праздника у татар и башкир. В минувшую субботу в Вольно-Надеждинском в 17-й раз отметили Сабантуй – праздник плуга, который знаменует радость по случаю окончания полевых работ, когда наступает время приёма гостей, встреч родственников и друзей. Этому событию и было посвящено народное гулянье.

Какой татарин без песни

По традиции, торжество объединило все национальности Приморья и собрало полный стадион. Ещё на подходе к «Юбилейному», который находится практически в самом центре села Вольно-Надеждинского, были слышны традиционные татаро-башкирские песни.

В самом центре стадиона устроили сцену, на которую по очереди выходили народные коллективы города и края.

– Как говорит наша пословица, если не поёшь и не танцуешь, то ты – не татарин, – шутит руководитель ансамбля «Туган Ил» Альфия Сафугонова. – Это у татар в крови. Репертуар мы подбирали, чтобы всем было весело. Среди песен были и такие, которые шли от души. К примеру, гимн «Туган Тел» («Родная речь») на стихи классика татарской поэзии Габдуллы Тукая. (Как известно, даже Земфира выпустила альбом с таким же названием.) Он особенно дорог каждому из нас. А есть и романтические мелодии, такие как «На секундочку присядь ко мне».

Участницы ансамбля даже хотели назвать свой коллектив «Радуга», ведь национальные татарские костюмы такие же разноцветные и яркие, как и она. Рядом со сценой была устроена импровизированная танцплощадка, на которой плясали все – от мала до велика.

Потомок Чингисхана

– Отрадно видеть, что праздник стал интернациональным, – отметил особенность мероприятия председатель приморской общественной организации «Туган Ил» Риф Харисов.

В этот день виновников торжества поздравляли специалисты администрации города и края, а также общественные организации.

Вот уже несколько лет в селе Троицком Ханкайского района живёт киргиз Абдырыхман Райимов. Он сначала приехал в Приморье в гости, а потом так и остался здесь. Подполковник в отставке сейчас на пенсии. Он рассказал корреспонденту «В», что планирует создать национальную общественную организацию киргизов имени Чингиза Айтматова.

Среди гостей Сабантуя был даже пакистанец – Сахила Чугтая. Его пригласили друзья. Сахил сообщил, что во Владивостоке он проездом из Японии, а потом рассказал, что он потомок Чингисхана. И хотя языка предков не знает, с нами общался исключительно на английском и ломаном русском.

Здесь же веселилась и радовалась солнечному дню люди, приехавшие из Артёма и даже из соседнего Хабаровска.

– Мы сами наполовину татары, – сообщили они почти хором. – На Сабантуе уже в третий раз. Приехали специально повеселиться, встретиться со своими друзьями. Вы посмотрите, как здесь хорошо.

– А в Хабаровске такой праздник проводится?

– Нет. Поэтому мы здесь.

Поздравила своих друзей татар и башкир казачка Валентина Тихонова. Она нарядилась в украинский костюм.

– В прошлом году я выступала во Владивостоке с украинской песней. А впервые на сцену вышла с казачьим хором на Кубани и, хотя мне 68 лет, не перестаю петь и плясать.

«Суперприз» Беня

Желающих померяться силой и ловкостью было немало. В разных уголках стадиона проходили различные соревнования.

Победителем в подъёме тяжестей стал наш земляк из Владивостока Алексей Кучер. Он 80 раз отжал две гири – каждая по 24-килограмма.

– Я впервые на таком красивом празднике, – рассказал он. – Здесь оказался случайно – проезжал мимо, услышал музыку и решил заглянуть, и как видите – удачно. Я занимаюсь спортом и хожу в тренажёрный зал.

Рядом с атлетическими проходили и шуточные состязания. Такие как битьё горшков с завязанными глазами. Интересно, что Борис Ельцин на одном из Сабантуев разбил горшок с первого удара.

Неподалёку от ворот пасся «суперприз» – баран Беня.

– Этот баран – идеальный подарок: рога у него круглые и возраст подходящий – один год, – пояснил приглядывавший за животным дядя Ваня. – Беня предназначен для шашлыка. Компания близких и друзей батыра-победителя принесёт его в жертву – такова традиция.

Вскоре барана торжественно вручили четырёхкратному победителю национальной борьбы на полотенцах, которая называется крящ, Нурлану Мамытбекову. Можно представить, с какой радостью встретили эту весть его земляки, друзья и родные. Сначала он сделал круг почёта и пронёс на своих плечах барана, а потом шумная ватага несла «главный приз».

Сладкий праздник

Рядом кипятили чай. Кто-то привёз газовые горелки, а кто-то – настоящие самовары с трубой. Чай из них оказался особенным. Гости сидели на с чашками прямо на траве.

К искусству приготовления национальных блюд татары и башкиры относятся особенно щепетильно. Испокон веков считается, что готовить их должны умелые хозяйки, такие как Земфира Бурая и её помощница Альфия Лаптева.

– Украшением стола является плов, – говорит Земфира Хусаиновна. – Обязательно должен быть бэлиш – большой пирог с мясом и картошкой; эчпочмак – он значительно меньше и треугольной формы; бэккен – пирожки с различными начинками; фруктовый пирог с курагой, урюком и изюмом; коштеле (хворост) и многое другое. У каждого свои хитрости. К примеру, ааш подаётся раздельно – мясо и бульон, а чак-чак – в сладком сиропе. Это традиционно угощение стряпают из муки, добавляют яйца, молоко, сахар, чуточку соли и водки. Затем разрезают тесто на мелкие части, жарят и обливают горячим сиропом из сахара и мёда. Пальчики оближешь!

Кстати, в этот день на стадионе не было ни одного пьяного. Но был один пострадавший – принесённый в жертву богам плодородия баран Беня.