Осетрина с перепелами, или Традиция «пекинских» обедов

Владиаосток обладает особой притягательностью, даже когда его покидаешь. Вот почему бывшие жители нашего города, оказавшись в Москве, Санкт-Петербурге или других городах страны, непременно устраивают встречи-воспоминания. Эта традиция родилась ещё в XIX в

26 июнь 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2552 от 26 июнь 2009

Владиаосток обладает особой притягательностью, даже когда его покидаешь. Вот почему бывшие жители нашего города, оказавшись в Москве, Санкт-Петербурге или других городах страны, непременно устраивают встречи-воспоминания. Эта традиция родилась ещё в XIX веке.

В то время, когда отмечалось 25-летие со дня заключения Пекинского договора - 2 ноября 1885 г., двое «амурцев» - Андреев и Струве организовали в петербургском ресторане «Демут» встречу людей, причастных к этому событию. Собралось около 35 человек, в основном генералы и адмиралы. Почётным председателем встречи стал граф Игнатьев, которому принадлежала великая заслуга заключения столь выгодного для России договора.

Историк Струве разделил дальневосточную историю на три своеобразных периода: Муравьев-Амурский заложил «фундамент здания», которое позднее получило вывеску - русский Дальний Восток; Путятин возвёл «стены», а Игнатьев соорудил «крышу», за что всем им и было пожаловано графское звание.

Из воспоминаний самих участников первого именного обеда известно, что проходил он довольно широко. В ресторане поставили столы буквой «П», прекрасно декорировали их образцами сибирской флоры. Обращало на себя внимание также искусное оформление меню: художник нарисовал виньетку в виде зарослей дремучего леса, где расположился медведь, перепоясанный лентами с патронташем, на поясе – кинжал.

Участникам обеда предлагались: пельмени, щи, гречневая каша, кулебяка и пирожки, осетрина по-русски, филе с грибами, цветная капуста, цыплята, куропатки, перепела и шарлот по-русски.

Виновник торжества, граф Игнатьев, рассказавший перед обедом, как заключался Пекинский договор, закончил своё выступление словами: «Было время, когда в Уссурийском крае видели золотое руно; настало время, когда находят, что Уссурийский край ничего не стоит и приносит с собой только одни затруднения. Впрочем, не мы одни мало знакомы с этим краем и его богатствами; то же незнание этого края было одною из причин, почему китайцы так легко согласились уступить его России».

Надо отметить, что в первые годы существования Владивостока день его основания отмечали вместе с днём заключения Пекинского договора – 2 ноября.

Одной из важных инициатив участников «пекинского» обеда было ходатайство о скорейшем строительстве железной дороги Владивосток - Хабаровск. Тогда же бывшие дальневосточники приняли решение собираться ежегодно 2 ноября, распорядителем назначили Андреева. Он было занялся также организацией общества «Амурский кружок» и даже разработал устав, но дальше этого дело не пошло. При этом неутомимый Андреев издал небольшую брошюру под названием «Материалы по Приамурскому краю», увидевшую свет в 1886 г. в Оренбурге, где он служил в последние годы жизни.

В 1917 г., после того как история совершила очередной виток, «обеды» прекратили своё существование. Правда, нечто подобное можно встретить и сегодня: в одном из интервью бывший первый секретарь Приморского крайкома партии Ломакин, живущий ныне в Москве, признался, что он время от времени встречается со своими соседями, некогда служившими под его началом во Владивостоке, где они предаются воспоминаниям.

Автор: Амир Хисамутдинов