«Кирпичная» стена. Автомобилистка Владивостока разъяснила сотрудникам ГИБДД, на что они имеют право

На днях во Владивостоке не состоялся один из запланированных судов. На первый взгляд, ничего особенного – сколько судебных решений ежедневно выносится в приморской столице, сколько переносится или откладывается. Однако этот процесс можно назвать «знаковым

5 июнь 2009 Электронная версия газеты "Владивосток" №2541 от 5 июнь 2009

На днях во Владивостоке не состоялся один из запланированных судов. На первый взгляд, ничего особенного – сколько судебных решений ежедневно выносится в приморской столице, сколько переносится или откладывается. Однако этот процесс можно назвать «знаковым» и в буквальном, и переносном смысле слова – камнем преткновения автолюбительницы и сотрудника ГИБДД стал «кирпич».

В злополучный апрельский день Ирина отправилась за покупками на Деревенскую. Машину оставила на парковке возле торгового центра. А когда стала выезжать, попала прямо в распростёртые объятия сотрудника ГИБДД.

- Нарушаем, гражданочка, - козырнул прапорщик, - ездим, на знаки не смотрим. Дорога с односторонним движением, - продолжал страж дорожного порядка, ткнув жезлом куда-то в воздух, - а вы движетесь в обратном направлении. А там, между прочим, «кирпич», и вы выехали на «встречку».

Девушка оглянулась. До знака, предупреждающего об одностороннем движении, было добрых 10 метров. Туда она даже не доехала и уж тем более не выезжала ни из-под какого «кирпича». Да и то, что действие знака начинается с места его установки, Ирина помнила со времён учёбы на водительских курсах. Все эти возражения она высказала сотруднику автоинспекции.

Однако страж дорожного порядка к её доводам оказался глух и бодро занялся написанием протокола. Документ изобличал её как злостную нарушительницу, проигнорировавшую требование знаков, выехавшую на полосу встречного движения. В наказание Ирина должна была лишиться водительских прав на срок от 2 до 4 месяцев.

Кстати, удостоверение у неё изъяли на месте, вместо него вручили повестку в суд. Прямо с места происшествия девушка отправилась в адвокатскую контору.

Там её история никого не удивила: обращения с жалобами на действия сотрудников ГИБДД не так уж и редки. Защитник Ирины Наталья Зализняк, юрист адвокатской конторы «Аква-Лойер», рассказала, что только за последний месяц с подобными заявлениями к ним обратились три человека.

- Но это, - считает она, - не показатель. Ведь многие предпочитают не связываться, заплатить штраф… или откупиться на месте.

В деле Ирины адвокаты обнаружили кучу нарушений. Только совершил их, по мнению защитников, инспектор, а не автолюбительница. Об этом они написали в жалобе, отправленной в Контрольно-профилактический отдел ГИБДД УВД по Приморскому краю и начальнику госавтоинспекции по Владивостоку.

- Статья 12.15 часть 4, которую вменили Ирине, предусматривает ответственность за выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. Вопрос в том, можно ли назвать дорогой ту самую парковку на улице Деревенской? Правила дорожного движения определяют её как прилегающую территорию. Значит, инспектор неправильно применил правовую норму, подменил понятия «дорога», «проезжая часть», «прилегающая территория», - объясняет Наталья Зализняк.

Кроме того, адвоката заинтересовало и то, имели ли сотрудники ГИБДД право находиться в этом месте. Дислокация постов и маршрутов патрулирования разрабатывается с учётом аварийности, особенностей дорожного движения и других факторов. Инспекторам выдаётся карточка маршрута патрулирования. Выяснить, был ли оштрафовавший Ирину инспектор в тот день «приписан» к Деревенской, не удалось. Но другим, попавшим в подобную ситуацию, адвокаты советуют попробовать ознакомиться с этим документом. По крайней мере, попросить инспектора можно – если он ответит отказом, это нужно отразить в специальной графе протокола.

Там же надо кратко изложить свою версию происшедшего, особенно если она кардинально отличается от изложенной сотрудником милиции. Если были свидетели - вопреки расхожему мнению в этой роли вполне могут выступить ваши пассажиры – пусть они распишутся под вашими словами. Только после этого надо ставить под протоколом свою подпись, а потом отправлять жалобы. Лучше всего сделать это заказным письмом с уведомлением или отнести в канцелярию лично. В этом случае на втором вашем экземпляре должен появиться штамп о приёме жалобы, который в случае чего послужит доказательством, что первый экземпляр находится на рассмотрении в ГИБДД, прокуратуре или другой инстанции. На ответ официальным органам даётся десять дней.

Если же заседание суда планируется раньше, чем будет рассмотрена жалоба (так часто бывает, когда сотрудники ГИБДД забирают права), то суд надо уведомить о своих «отношениях» с милиционерами. В этом случае разбирательство отложат до рассмотрения протокола. Если протокол отменят, то и Фемиде разбираться будет уже не в чем.

Так, собственно, получилось и в ситуации с Ириной. Юристы же считают, что этот случай создал в городе некий прецедент (хотя с юридической точки зрения назвать несостоявшийся процесс прецедентом всё-таки нельзя), который показал автомобилистам их парковочные права.

~~Кстати…
4 процента жалоб, поступающих в адрес уполномоченного по правам человека в Приморском крае, касаются действий сотрудников милиции. На встрече с ним начальник Приморского УВД Андрей Николаев отметил, что руководство краевого УВД тщательно изучает факты, отражённые в обращениях, проводит работу с личным составом органов внутренних дел края. Управлением собственной безопасности по всем заявлениям проводятся проверки, общей целью которых является полное искоренение случаев неправомерных действий сотрудников УВД в отношении граждан.~~

Автор: Елена ПОДОЛЯК