В поисках катастроф. В Приморье около ста мест падений военных самолётов
Истребители, торпедоносцы, вертолёт, бомбардировщики… Вот уже два года отряд «АвиаПоиск» занимается поиском мест катастроф военных самолётов в Приморье. Последней на сегодня находкой, девятой по счёту, стал истребитель «И-15 бис» ВВС Тихоокеанского флота.
Истребители, торпедоносцы, вертолёт, бомбардировщики… Вот уже два года отряд «АвиаПоиск» занимается поиском мест катастроф военных самолётов в Приморье. Последней на сегодня находкой, девятой по счёту, стал истребитель «И-15 бис» ВВС Тихоокеанского флота.
23 мая 2009 года отряд обнаружил место крушения самолёта на вершине горы Орёл, что в Партизанском районе. Как считает командир поискового отряда Ярослав Ливанский, истребитель разбился, скорее всего, в 1938–1939 годах.
– На месте катастрофы останков лётчика мы не обнаружили. Судьба пилота пока неизвестна. На месте падения были обнаружены карабины пристяжной системы кресла. Возможно, он успел спастись – отстегнуться от кресла и выпрыгнуть с парашютом, – предполагает Ярослав Ливанский. – Причины крушения также ещё предстоит выяснить.
Истребитель для учений– Вероятная гибель самолёта – отказ материальной части. Либо метеоусловия не позволили лётчику быстро сориентироваться в обстановке, и в итоге самолёт врезался в сопку, – комментирует находку поисковиков председатель Совета ветеранов ВВС Тихоокеанского флота полковник в отставке Владимир Ермолкин. – В военных действиях истребители «И-15 бис» не принимали участия. Они обороняли небо над Приморским краем. В сражениях на Халхин-Голе участвовала в основном бомбардировочная авиация. Там воздушных боёв как таковых не было. На «И-15 бис» лётчики ВВС ТОФ занимались боевой подготовкой – стреляли, пускали реактивные снаряды, бомбили на полигоне учебные цели. В районе сопки Орёл не было боевых учений, совершались только плановые полёты. Лётчик вылетел и не вернулся.
Преимущество лётчика по ПокрышкинуВ 1939 году истребители, как и бомбардировочная авиация, не были оборудованы системой радиосвязи. Лётчики не имели возможности сообщить на командный пункт о ситуации на борту. Боевые самолёты связными радиостанциями стали оснащать с 1941 года. Начали, понятное дело, с запада, где шла война. А уже в 1942-1943 годах такое оборудование стало поступать на вооружение Тихоокеанского флота.
– Истребительная авиация ТОФ зародилась в 1933 году, – вспоминает Владимир Ермолкин. – Из Смоленска стали прибывать истребители «И-5». А уже в 1935 году взамен «И-5» пошли самолёты «И-15», «И-16». Они отличались от «И-5» скоростными характеристиками, улучшенным вооружением.
– Уже можно было какие-то выкрутасы, фигуры высшего пилотажа выделывать, – смеётся Владимир Ермолкин. – Больше скорость – больше возможности. Как Александр Покрышкин (лётчик-истребитель, первый трижды Герой Советского Союза. – Прим. авт.) говорил: «Высота и скорость – главное преимущество лётчика, а истребителя тем более». В 1943 году начали поступать «МИГ-3», «ЛАГ-3», а «И-15» списывали.
Японец над бухтой Золотой Рог– У нас эпизод был, – вспоминает Владимир Иванович, – где-то в 1943 году появился один японец над бухтой Золотой Рог. Там стоял транспорт «Таганрог». Его зенитки и сбили самурая... Когда воевали с Японией, были и у нас потери. В ходе боевых вылетов на Юки, Сейсин (порты на территории КНДР. – Прим. авт.) мы потеряли от зенитной артиллерии противника один «ЛАГ-3», два «Як-9». Не вернулись с задания «Як-7» и ещё четыре «ЯК-9». Итого восемь истребителей ВВС ТОФ было потеряно. Не боевые потери в 1945 году составили также восемь самолётов. Получается 16. Среди них нет «И-15 бис».
– Над территорией Приморья не велись воздушные бои. Но в наших краях более ста мест крушений самолётов. Во время войны в авариях и катастрофах погибло больше, чем в боях. Как тогда готовили лётчиков – три месяца и вперёд, – боевой офицер разводит руками. – Необученность людей приводила к плачевным результатам. Юнцы – они могли только штурвал держать. А наука вести бой, принимать решения за доли секунды даже в мирное время – в небе иные скорости – это приходит только с опытом. За который лётчики расплачиваются жизнью.
Цена вопроса
10 июня исполнится два года со дня создания отряда «АвиаПоиск». Пышно отмечать не будут, но планируют вторую экспедицию на гору Орёл.
– Мы будем продолжать раскопки, – рассказал нам Ярослав Ливанский. – А также работать с архивными документами. Тогда мы сможем узнать о личности и судьбе лётчика. Правда, сначала надо решить финансовые проблемы. Центральный военно-морской архив в Гатчине запросил с нас за материалы более 10 тысяч рублей. Раньше за такую информацию с поискового отряда денег не брали.
Автор: Александр КАРАСЁВ «Владивосток»