У студентов трудовой семестр
Студенты будут трудиться вожатыми в детских оздоровительных центрах, на путине на островах Итуруп и Сахалин, проводниками на поездах «Владивосток – Москва» и «Владивосток – Советская Гавань», рабочими на объектах саммита АТЭС, электриками в Приморской мех
Студенты будут трудиться вожатыми в детских оздоровительных центрах, на путине на островах Итуруп и Сахалин, проводниками на поездах «Владивосток – Москва» и «Владивосток – Советская Гавань», рабочими на объектах саммита АТЭС, электриками в Приморской механизированной колонне.
Вечный зовА недавно студенты Владивостока и Приморья широко отметили юбилей стройотрядов. В Пушкинском театре прошла встреча бойцов студенческих строительных отрядов (ССО) всех поколений. Состоялось награждение стройотрядовцев всех поколений и открытие летнего трудового семестра–2009.
На торжественную встречу пришли несколько сотен бойцов. Гостей поздравил заместитель главы администрации Владивостока Константин Межонов. Он подчеркнул, что мэрия поддерживает движение молодёжи.
– Юноши и девушки в студенческих отрядах приобретают профессиональные навыки, – отметил Константин Анатольевич. – В 1981-82 годах я сам был командиром отряда «Тайга» (ДВГУ). Это была хорошая школа жизни. Тогда ввели студенческий знак качества, и мы удостоились его одними из первых. После поездок я стал лучше понимать людей, приобрёл организаторские навыки, что пригодилось в дальнейшем. Когда я вошёл в зал, то обратил внимание, что штормовки у бойцов стали другого цвета, в наше время они были болотного. Вот, пожалуй, и всё отличие. Глава города Игорь Пушкарёв поручил сказать, что мы ожидаем финансирование на развитие инфраструктуры Владивостока и городского хозяйства перед предстоящим саммитом АТЭС-2012, а это означает, что у студенческих строительных отрядов в краевом центре будет много работы.
~~Справка «В»
Начало движения студенческих отрядов было положено в Москве в 1959 году. Для Приморья оно началось с сайровой путины на острове Шикотан, когда в 1964 году туда отправились владивостокские комсомольцы. Ударных строек было много, среди них глубоководный порт в бухте Врангеля, Ново-Спасский цементный завод, инженерные рисовые системы Приханкайской низменности, Всероссийский детский центр «Океан» и другие. Расцвет пришёлся на 70-е годы, когда на объекты выехало более 20 тысяч молодых приморцев. Даже в трудные 90-е годы отряды не распались, а Приморье оказалось чуть ли не единственным регионом, который сохранил многолетнюю традицию. В 1994 году была создана общественная организация «Приморский краевой студенческий отряд» (ПКСО). Отправной точкой развития современного движения считается 17 февраля 2004 года, когда в Москве состоялся Всероссийский форум студотрядов, который собрал свыше 5 тысяч человек из всех субъектов страны. ~~
– В Михайловке мы работали на станции обезжелезивания воды, в Нестеровке – на заводе объёмно-блочного домостроения, – начал с перечисления мест своих комсомольских строек Виктор Логачёв, ветеран движения, главный врач краевого ССО 1986-90 годов «Гренада» и «Ханка» (ВГМУ). – Травм и порезов не было. Больше всего запомнился большой смешанный отряд «Ханка». В 1982 году в селе Астраханка (Ханкайского района) мы возводили здание ГПТУ. На краевом конкурсе в номинации лучший по профессии мы стали первыми, опередив политехников. А я приобрёл навыки плотника и бетонщика четвёртого разряда. Молодёжь как была активной, так и осталась. Сейчас ССО, конечно, изменились, но слава Богу, что они есть. Мне как комиссару приходилось отчитываться по 17 направлениям общественно-политической работы. Я уверен, что сегодня такого нет. Тем не менее даже это сплачивало, и все с удовольствием чинили заборы, помогали школьным библиотекам, восстанавливали памятники, выступали на сценах сельских клубов в агитбригадах. Все заработанные деньги я отдавал в свою семью и копил на квартиру.
Поехали!ССО – прежде всего дорога. В составе отряда «Гудок» (ТГЭУ) бывший его командир, а теперь комиссар ПКСО Юлия Погребняк побывала в Москве, Благовещенске, Харькове.
– Первый рейс был в 2003 году, а последний – в 2006-м, – рассказала Юлия Игоревна. – Я работала проводником пассажирских вагонов поездов «Владивосток – Москва» и «Владивосток – Харьков». В пути были до 14 суток. Запомнилась каждая поездка, но особенно первая. Тогда мы едва-едва отыскали в депо свой вагон и не знали, что делать дальше. Электрического тэна в нём не оказалось, и нам пришлось топить углем титан. Вот тогда и обнаружили, что дымоход забит и дым пошёл в вагон. Сложнее всего было пересекать границу с Украиной. В вагоне – 52 человека, а перед кордоном надо было составить общий список… С годами пришёл опыт, и до сих пор, заслышав гудок поезда, хочется собираться в путь.
Как и бойцам отряда «Уссурийские тигры» (ПГСХА), которые в составе сводного отправятся на путину.
– На остров Итуруп я поеду первый раз, – рассказал первокурсник ветеринарного факультета Приморской государственной сельскохозяйственной академии Иван Брылин. – Работа меня не пугает.
Автор: Татьяна ГРИГОРЬЕВА