Реприватизация: процесс пошёл?
Минувшая неделя была отмечена немаловажным для новейшей российской истории событием: визитом премьер-министра Владимира Путина в Комсомольск-на-Амуре, в ходе которого он объявил о передаче государству контрольного пакета акций Амурского судостроительного
Минувшая неделя была отмечена немаловажным для новейшей российской истории событием: визитом премьер-министра Владимира Путина в Комсомольск-на-Амуре, в ходе которого он объявил о передаче государству контрольного пакета акций Амурского судостроительного завода, где строятся атомные субмарины для ВМФ России и иностранных заказчиков.
Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) получит 59 процентов акций Амурского судостроительного завода, принадлежавших ранее частным акционерам, сообщил Владимир Путин на совещании по развитию судостроения, состоявшемся 11 мая. «Между Сбербанком и группой частных акционеров было подписано мировое соглашение о продаже за символическую сумму этого пакета акций Сбербанку. В свою очередь, мы договорились о том, что Сбербанк перепродаёт этот пакет Объединённой судостроительной корпорации, которая является на 100 процентов государственной», – сказал премьер. Символическая сумма – это неуточняемые несколько тысяч рублей, сумма не превышает стоимость авиабилета из Хабаровска до Москвы. Правда, при этом власти выделят 2,5 миллиарда рублей и свыше 400 миллионов долларов на реструктуризацию долгов завода. Владимир Путин констатировал, что бывшие «собственники не проявили себя как эффективные». Он также уточнил, что российские власти не планируют деприватизации, но в той ситуации, когда собственник предприятия оказывается неэффективным, его необходимо менять. В результате этой безболезненной операции строители печально известной в Приморье «Нерпы» вернутся под полный контроль государства (77 процентов акций).
– Мы никого не заставляли, не выкручивали руки, – прокомментировал это событие вице-премьер Сергей Иванов. Он также выразил недоумение по поводу того, что в своё время это стратегическое оборонное предприятие оказалось в руках частных акционеров. «Как можно было приватизировать предприятие, производящее атомные подводные лодки, — вопрос, но это произошло, это факт нашей истории», — сказал он. «Причём за время существования предприятия под контролем частных лиц никаких осязаемых результатов мы не увидели, и предприятие оказалось в банкротном состоянии», — продолжил вице-премьер.
Стоит напомнить в этой связи, что не далее как в марте этого года завершился процесс формирования Дальневосточного центра судостроения и судоремонта — субхолдинга Объединённой судостроительной корпорации, указ об образовании которой был подписан президентом России в 2007 году. ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» базируется во Владивостоке, в его состав входят профильные предприятия Приморья, Хабаровского края и Камчатки. В их числе — большекаменский завод «Звезда», Дальзавод, приморские 178, 30 и 92-й судоремонтные заводы, НИИ «Берег», а также Хабаровский судоремонтный завод, Амурский судоремонтный завод и ряд предприятий Камчатского края. Крупнейшим из них является именно Амурский завод. Характерно, что большая часть из этого списка оборонных предприятий приняла участие в состоявшейся на этой неделе в Первомайском районе Владивостока акции протеста против многомесячной невыплаты заработной платы.
Значимость заявления Владимира Путина в полной мере оценил большой знаток региональной экономики – бывший губернатор Хабаровского края, а ныне полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев. По его мнению, визит премьер-министра Владимира Путина в Комсомольск-на-Амуре может стать знаковым. «Я давно не видел таких конкретных, можно даже сказать, революционных решений. Если эти решения пройдут, то поездка будет весьма знаковой, она даст хороший толчок Комсомольску, этим предприятиям и другим предприятиям тоже», – сказал Ишаев на первой своей пресс-конференции в новой должности.
Полпред особо отметил, что Амурский судостроительный завод получит средства в размере 1,9 миллиарда рублей, которые он затратил на восстановление «Нерпы» после недавней аварии. «До конца года субмарина может быть сдана», – отметил Ишаев. По всей видимости, для дальнейшей передачи индийскому заказчику.
Автор: Александр Карташов Анисимович